Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > Интервью Полномочного Представителя РТ в РФ Мириханова Н.М. журналу "Земля"
Интервью с Полномочным представителем Республики Татарстан в РФ Мирихановым Назифом

 
- Широко известна пословица "Чем богаты, тем и рады". Каковы составляющие экономического богатства Вашей республики, что является, так сказать, ее визитной карточкой"?

Прежде всего, конечно, это нефть. Средства, полученные от продажи сырой нефти и нефтепродуктов, составляют значительную часть поступлений в республиканский бюджет и являются основным источником его пополнения. Вторым составляющим экономического богатства Республики считаю сельское хозяйство. Благодаря продуманной экономической политике руководства Татарстана, сумевшего привести совхозно-колхозную систему в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, и успешной реализации программы продовольственной безопасности, Республика обеспечивает основными продуктами питания не только себя, но и поставляет их своим соседям, в Москву. Третье место, безусловно занимает машиностроение и, в частности, такая его отрасль, как автомобилестроение. Само название таких предприятий, как КАМАЗ и ЕлАЗ, - о многом уже говорит. Нас не может не радовать тот факт, что нынче КАМАЗ вышел на безубыточное производство, и эта тенденция, мы уверены, будет продолжена и в дальнейшем.

Не менее важную роль играет и авиастроение. В республике успешно выполняется адресная программа финансирования новых разработок в авиапромышленности, вследствие чего осваивается выпуск новых моделей крылатых машин. Так, получена лицензия на производство самолета ТУ-214, получившего высокую оценку специалистов и президента России В.В. Путина во время его визита в Казань. Кроме того, практически 90% вертолетов, изготовляемых на наших предприятиях, уже поставляется в страны третьего мира. Набирает темпы деятельность работников военно-промышленного комплекса по выполнению заказов Росвооружения.

Мы твердо уверены, что будущее Татарстана связано с развитием машиностроения. Ведь жить за счет средств, полученных только от продажи сырья, - дело сегодня безнадежное.

- В Российскую Федерацию, как известно, входит 89 субъектов и среди них не найти двух абсолютно во всем похожих. Каждый из них имеет свою специфику. Назиф Музагиданович, назовите, пожалуйста, типичные для республики проблемы.

- Если коснуться экономических проблем, то все тенденции, которые имеются сегодня в российской экономике, характерны и для Татарстана Невозможно создавать рай в отдельном регионе при нахождении в общем финансово-экономическом пространстве. О каком росте могущества Российской Федерации может идти речь, когда из 89 ее субъектов 10 являются "донорами", а 79 -дотационными? Причем, последних весьма устраивает такое положение. На наш взгляд, в ближайшее время будет проводиться взаимовыгодная экономическая интеграция в пределах недавно созданных федеральных округов, включая достижение баланса в добыче и потреблении энергоресурсов и мер по защите отечественного производителя.

В целом же нельзя не отметить весомый взгляд Татарстана в формирование новых федеративных отношений. Не зря В.В.Путин назвал нашего президента одним из основателей сегодняшней Российской Федерации. Практика решения многих политических, экономических и межнациональных проблем, сложившаяся в Татарстане, выходит сегодня на федеральный уровень. Так, например, республиканская социальная программа стала основой для разработки общероссийской. Есть у нас предложения и по совершенствованию межнациональных отношений и культурных связей, к которым нельзя не прислушаться, ибо татары всей России считают Казань своей духовной столицей.

Здесь находятся штаб-квартира Всемирного конгресса татар, исполнительный комитет федеральной, национальной и культурной автономии, выпускается основная масса литературы на татарском языке, ведется подготовка артистической молодежи для всех регионов. Это одно из существенных отличий Татарстана от других регионов Российской Федерации.

- Практика подтверждает, что поступательное экономическое разбитие в значительной степени зависит от связей, кооперации с другими регионами. Не могли бы Вы рассказать об основных направлениях сотрудничества правительства Татарстана с Московским правительством, каковы его перспективы?

- С Москвой у Татарстана очень тесные связи и контакты. Между нами, как субъектами Российской Федерации, существует Договор о сотрудничестве в различных сферах деятельности, подписанный в 1996 году, который очень помогает в успешном решении целого ряда насущных проблем.

Во-первых, "Татнефть" является одним из основных поставщиков нефти на Московский нефтеперерабатывающий завод, что позволяет обеспечить нефтепродуктами не только столицу, но и весь Московский регион. Ее дочерняя структура "Татнефть-Москва" разворачивает здесь сеть собственных автозаправочных станций.

В Москве размещается филиал торгово-финансовой компании КАМАЗа реализующий через дилерскую сеть автомобили в столице, в Московской области, странах СНГ и за рубежом. Кроме того, Москва получает из нашей республики автомобильные шины и полиэтилен.

В 1999 году подписано долгосрочное соглашение по поставке в столицу предприятиями Минсельхоза и продовольствия республики картофеля, овощей, сухого молока. Достигнута договоренность о реализации в Москве ликеро-водочной продукции и продукции "Красного Востока", входящего в пятерку крупнейших предприятий Российской Федерации по производству пива. В настоящее время идет работа по формированию Торгового Дома Татарстана в Москве. Есть все основания полагать, что после вступления его в полные права наши экономические связи еще более упрочатся.

Сотрудничаем мы и в финансовой сфере. Республика пользуется услугами столичных банков и имеет около 40% своей доли в уставном фонде банка "Зенит", который мы уже по праву называем татарстанским.

Безусловно, Татарстан имеет постоянные теснейшие контакты с интеллектуально богатой татарской общиной г Москвы. Деятели культуры и искусства из Республики являются постоянными гостями столичных сцен. Благодаря совместным усилиям правительств Москвы и Татарстана ежегодный Сабантуй стал официальным праздником столицы Федерации.

- Канули в Лету времена, когда в "Центре", руководствуясь амбициями "старшего брата", решали, как и с кем дружить. Сегодня широкое распространение получили прямые связи, личные контакты руководителей регионов. Каков, на Ваш взгляд, КПД такого сотрудничества?

- Нельзя не сказать, что Президента Татарстана и Мэра Москвы связывают не только долголетние деловые, но и дружеские отношения. Благодаря им успешно развиваются экономические и культурные связи, крепнет промышленный потенциал.

Вспомним то время, когда на проходящих выборах в Госдуму РФ решалась судьба Юрия Михайловича не только как хозяйственника, но и одного из политических лидеров, когда на него начался организованный "наезд" известных средств массовой информации. Именно Президент Шаймиев М.Ш. подставил плечо другу, и поддержка такого авторитетного политика позволила москвичам не лишиться своего любимого мэра.

- Переходя из сферы экономической в сферу духовную, хочется получить ответ вот на какой, весьма необычный вопрос. В настоящее время мощный импульс получает работа по развитию туристической индустрии, способной внести весомый вклад в экономику. Какой маршрут по дорогам Татарстана Вы могли бы порекомендовать как россиянам, так и зарубежным гостям?

- К сожалению, туристическая индустрия Татарстана только еще начинает свое развитие. Необходимо создание определенной инфраструктуры, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, чтобы нам было не стыдно принимать своих гостей. Нужно построить соответствующие объекты, подготовить кадры. Для этого, конечно, потребуется значительное время.

Нашим гостям я бы порекомендовал посетить Булгарское городище - первую ставку Батый-хана в Поволжье, где сохранены архитектурные памятники XIII-XIV веков, построенные в Золотоордынский период, мечети в Казани, отличающиеся своей архитектурой и декором от своих восточных "сестер", дом-музей Габдуллы Тукая - татарского Пушкина - в деревне Кырлай, дома-музеи Горького, Шаляпина, Лобачевского, Бутлерова в столице республики. Неизгладимое впечатление, поверьте мне, оставит у туристов путешествие по Волге и Каме на теплоходе.

Опубликовано в информационно-аналитическом журнале "ЗЕМЛЯ", N 7, 2000 г.