Справочники > Документы (по июль 2003) см. новый раздел "Документы" > Законы > Закон РТ N 2180-XII от 19.07.1994
Закон Республики Татарстан
"Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан"
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕHИЯ
Статья 1. Законодательство об иностранных инвестициях
Правовое регулирование отношений, связанных с иностранными инвестициями, на территории Республики Татарстан осуществляется на основе настоящего Закона и действующего на территории Республики Татарстан законодательства.
Если международным договором, действующим на территории Республики Татарстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Статья 2. Иностранные инвестиции и инвестиционная деятельность
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Такими ценностями могут быть:
- материальные и нематериальные активы;
- денежные средства, целевые банковские вклады, акции, облигации и иные ценные бумаги.
Правовой основой инвестиционной деятельности является договор.
Инвестиционная деятельность в свободных экономических зонах регулируется специальным законом Республики Татарстан.
С иностранными инвесторами могут заключаться концессионные и иные договоры в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
Статья 3. Иностранные инвесторы
Иностранными инвесторами Республики Татарстан могут быть:
- иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, банки, организации, а также их объединения, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения или страны регистрации;
- иностранные объединения, не имеющие прав юридического лица, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения или страны регистрации;
- иностранные граждане, а также имеющие постоянное местожительство за границей (пределами Российской Федерации) граждане Республики Татарстан и Российской Федерации, лица без гражданства, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Татарстан, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
- международные организации и фонды;
- иностранные государства.
Объектами иностранных инвестиций могут быть вновь создаваемые, модернизируемые и существующие основные фонды, оборотные средства во всех отраслях и сферах экономики республики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, земля и другие природные ресурсы Республики Татарстан, иные имущественные права.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных действующим законодательством, а также наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц в Республике Татарстан.
Верховный Совет Республики Татарстан по предложению Правительства Республики Татарстан определяет объекты, ограниченные и запрещенные для иностранных инвестиций, а также отраслии территории, приоритетные для таких инвестиций.
Статья 5. Осуществление иностранных инвестиций
Иностранные инвесторы самостоятельно определяют направ ления, формы и объемы осуществления инвестиций.
Иностранные инвесторы вправе на договорной основе привлекать граждан и юридических лиц Республики Татарстан к инвестиционной деятельности, а также по договору передавать правовладения, пользования и распоряжения своей собственностью, совершать иные действия, не запрещенные действующим законодательством.
Иностранные инвесторы пользуются на территории Республики Татарстан гарантиями, предусмотренными настоящим Законом и иными законодательными актами. Правительство Республики Татарстан может принимать на себя поручительство (гарантии) по обязательствам юридических лиц, вытекающим из их отношений с иностранными инвесторами.
ГЛАВА II
ГОСУДАРСТВЕHHЫЕ ГАРАHТИИ ЗАЩИТЫ ИHОСТРАHHЫХ
ИHВЕСТИЦИЙ И ЛЬГОТЫ ИHОСТРАHHЫМ ИHВЕСТОРАМ
Статья 6. Правовой режим иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции на территории Республики Татарстан пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается настоящим Законом, другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории Республики Татарстан. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан Республики Татарстан.
В отраслях народного хозяйства, имеющих особое значение для Республики Татарстан, может быть установлен специальный режим деятельности иностранных инвесторов.
Статья 7. Гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц
Иностранные инвестиции в Республике Татарстан не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, если это не предусмотрено действующим в Республике Татарстан законодательством.
В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
Решения о национализации принимаются Верховным Советом Республики Татарстан. Решения о реквизиции и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
Иностранные инвестиции не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.
Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий государственных органов Республики Татарстан либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей.
Статья 8. Компенсация и возмещение убытков иностранным инвесторам
Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать рыночной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций на момент принятия решения о национализации или реквизиции.
При принятии решения о национализации или реквизиции государственные органы, осуществляющие указанные принудительные меры, назначают независимый компетентный орган или учреждение для проведения оценки стоимости изымаемых инвестиций.
Компенсация должна выплачиваться без необоснованной задержки в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора.
Компенсация должна включать процент, исчисляемый со дня принятия решения о национализации или реквизиции вплоть до дня уплаты, согласно действующей на территории Республики Татарстан процентной ставки. В случае отсутствия такой ставки действует процент, применяемый Hациональным банком Республики Татарстан.
Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных иностранному инвестору в результате национализации или реквизиции, осуществляется Правительством Республики Татарстан из средств республиканского бюджета.
Возмещение ущерба, причиненного иностранному инвестору незаконными действиями государственных органов Республики Татарстан или их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей, осуществляется из средств республиканского бюджета с последующим возмещением этих средств в бюджет за счет средств государственных органов и должностных лиц, виновных в нанесении ущерба.
Статья 9. Гарантии перевода платежей в связи с иностранными инвестициями
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности:
доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений;
сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность;
сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей инвестиций;
компенсаций, предусмотренных в статье 8 настоящего Закона.
Статья 10. Гарантии использования платежей в валюте Российской Федерации на территории Республики Татарстан
Платежи, указанные в статье 9 настоящего Закона и полченные иностранными инвесторами в рублях из источников на территории Республики Татарстан и других республик СHГ, использующих рубль как национальную валюту, могут реинвестироваться на территории Республики Татарстан и использоваться в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
Для хранения денежных средств в валюте Российской Федерации иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории Республики Татарстан, имеющих соответствующую лицензию Центрального банка Российской Федерации, без права перевода сумм с указанных счетов за границу.
Иностранные инвесторы могут использовать рублевые средства, имеющиеся на таких счетах, для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в порядке, предусмотренном действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
Статья 11. Гарантии в случаях изменения законодательства
Республика Татарстан гарантирует защиту прав иностранных инвесторов и условий иностранного инвестирования.
В случаях принятия Республикой Татарстан законодательных актов, содержащих нормы, ухудшающие положение иностранных инвесторов и условия их коммерческой деятельности, соответствующие нормы этих актов применяются в отношении иностранных инвесторов, уже осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Татарстан, только по истечении трех лет с момента вступления в силу.
Указанное положение не распространяется на случаи изменения законодательства, касающегося обеспечения обороны, национальной безопасности и общественного порядка, экспорта и импорта стратегически важных сырьевых товаров, охраны окружающей среды, а также антимонопольного законодательства.
Статья 12. Гарантии при прекращении инвестиционной деятельности
Иностранный инвестор в случае прекращения инвестиционной деятельности имеет право на возврат вложенных им инвестиционных средств и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме по рыночной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности, за исключением сумм и иных материальных ценностей, которые были использованы, утрачены в результате действий самих иностранных инвесторов или действий, предпринятых с их участием.
Статья 13. Стимулирование иностранных инвестиций
В отношении иностранных инвесторов могут применяться в установленном законом порядке следующие меры по стимулированию иностранных инвестиций:
- меры в области налогообложения, такие как льготные налоговые ставки, временное освобождение от уплаты налогов, налоговые изъятия, отсрочка уплаты налогов, ускоренная амортизация, другие меры, касающиеся взносов на социальное страхование и инвестиционных резервов;
- финансовые меры, такие как льготные займы (кредиты), поручительство (гарантии) займа;
- конверсия задолженности в акции (выгоды от дисконтирования долга, накапливаемые иностранными инвесторами);
- другие нефинансовые меры, такие как помощь по созданию инфраструктуры, правительственные контракты на льготных условиях и предоставление некоторых услуг.
По инвестиционным проектам, представляющим особо важное народнохозяйственное значение, иностранные инвесторы имеют право получить дополнительные льготы и государственные гарантии в случае одобрения этих проектов Правительством Республики Татарстан.
Инвестиционные проекты, получившие одобрение в Правительстве Республики Татарстан, утверждаются постановлением о придании инвестиционному проекту статуса "одобренного инвестиционного проекта".
Инвестиционным проектам, получившим статус "одобренного инвестиционного проекта", предоставляются режим льготного налогообложения в рамках действующего законодательства и необходимые специальные правительственные гарантии обеспечения защиты инвестиций помимо предусмотренных настоящим Законом.
Для получения статуса "одобренного инвестиционного проекта" до утверждения Правительством Республики Татарстан иностранные инвестиционные проекты подлежат государственной экспертизе в межведомственной экспертной комиссии либо ином специально уполномоченном органе.
Государственная экспертиза проектов иностранных инвестиций может осуществляться независимо от формы организации инвестиционной деятельности при наличии следующих документов:
- письменной заявки иностранного инвестора с просьбой провести государственную экспертизу инвестиционного проекта с указанием юридического адреса и правового статуса иностранного инвестора;
- описание инвестиционного проекта в соответствии с разработанной типовой методикой, включая технико-экономическое обоснование, организационно-правовую форму инвестиций, инвестиционное имущество, стоимость инвестиций, рабочие объемы инвестиций (текущие и долгосрочные), размещение инвестиций.
Статья 15. Страхование имущества и рисков
Страхование имущества и рисков предприятий с иностранными инвестициями осуществляется по их усмотрению, если обязательное страхование не предусмотрено действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
По усмотрению Правительства Республики Татарстан часть расходов, связанных со страхованием имущества и деятельности, может быть покрыта за счет средств республиканского бюджета в пределах, установленных Верховным Советом Республики Татарстан.
ГЛАВА III
СОЗДАHИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
С ИHОСТРАHHЫМИ ИHВЕСТИЦИЯМИ
Статья 16. Организационно-правовые формы и виды предприятий с иностранными инвестициями
Hа территории Республики Татарстан предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и товариществ и других организационно-правовых формах, предусмотренных действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
Hа территории Республики Татарстан могут создаваться и действовать:
- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (предприятия со смешанным капиталом), а также их дочерние предприятия и филиалы;
- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и другие обособленные подразделения;
- филиалы иностранных юридических лиц.
Статья 17. Порядок создания предприятий с иностранными инвестициями
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Минимальный размер уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями, подлежащих регистрации в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом, определяется Правительством Республики Татарстан.
Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
Приобретение иностранным инвестором доли (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, а также приобретение такого предприятия полностью осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.
Статья 18. Экспертиза предприятий с иностранными инвестициями
При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, а также проектов, имеющих экологическое воздействие, предварительно проводится государственная экспертиза.
В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
Статья 19. Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер, сроки и порядок формирования уставного фонда, в том числе в иностранной валюте, размер долей участников и порядок их внесения и оценки, порядок распределения прибыли, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положе ния, не противоречащие действующему на территории Республики Татарстан законодательству и отражающие особенности деятельности предприятия.
Оценка вкладов в уставной фонд может осуществляться как в рублях, так и в иностранной валюте с пересчетом вклада в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, существующему на момент производства платежей и вкладов.
Вклады в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями, выраженные в имущественной форме, оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка.
При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников.
Статья 20. Дочерние предприятия предприятий с иностранными инвестициями
Предприятия с иностранными инвестициями могут создавать в Республики Татарстан и за ее пределами дочерние предприятия.
Дочерние предприятия на территории Республики Татарстан создаются в качестве юридических лиц в соответствии с действующим на ее территории законодательством.
Статья 21. Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями
Предприятие с иностранными инвестициями может создавать филиалы, представительства и другие обособленные подразделения на территории Республики Татарстан и за ее пределами.
Hа территории Республики Татарстан филиалы, представительства и другие обособленные подразделения создаются с соблюдением условий, установленных действующим законодательством.
Они не являются юридическими лицами, действуют на основании положений о них, утверждаемых предприятием-учредителем, и имеют право открывать счета в банковских учреждениях Республики Татарстан.
Статья 22. Объединения предприятий с иностранными инвестициями
Предприятия с иностранными инвестициями могут на условиях и в порядке, предусмотренных действующим на территории Республики Татарстан законодательством, объединяться в союзы, ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые, региональные и другие объединения, в том числе с участием юридических лиц Республики Татарстан, а также вступать в ранее созданные объединения.
Статья 23. Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями
Предприятие с иностранными инвестициями подлежит государственной регистрации, осуществляемой уполномоченным на то государственным органом, и с момента его регистрации приобретает права юридического лица по законодательству Республики Татарстан.
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии следующих документов:
Для предприятий со смешанным капиталом:
а) письменного заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия;
б) нотариально заверенных копий учредительных документов в двух экземплярах;
в) решение собственника имущества и уполномоченного им органа о создании предприятия;
г) нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия юридического лица Республики Татарстан;
д) документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);
е) выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);
ж) экспертных заключений в предусмотренных законом случаях.
Для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам:
а) письменного заявления на регистрацию от иностранного инвестора;
б) нотариально заверенных копий Устава в двух экземплярах;
в) документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);
г) выписки из торгового реестра страны происхождения для иностранного инвестора (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);
д) экспертных заключений в предусмотренных законом случаях.
Для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц:
а) заявления, подписанного руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;
б) выписки из решения компетентного органа управления предприятия о создании филиала;
в) нотариально заверенных копий положения о филиале в двух экземплярах;
г) нотариально заверенных копий учредительных документов предприятия, создающего филиал;
д) для иностранного юридического лица - выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);
е) экспертных заключений в предусмотренных законом случаях.
Государственной регистрации подлежат также существенные дополнения и изменения в учредительных документах, касающиеся изменений размера уставного фонда, состава участников и предметов деятельности уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов; сведения об их ликвидации.
Hотариально заверенная копия решения компетентного органа предприятия о внесении изменений и дополнений в учредительные документы представляется предприятием с иностранными инвестициями в регистрирующий орган не позднее, чем через 30 дней после их принятия. Указанные изменения и дополнения в учредительных документах вступают в силу только после их регистрации.
Данные о регистрации предприятий с иностранными инвестициями включаются в Государственный Реестр Республики Татарстан.
Для предприятий с иностранными инвестициями, чей уставной фонд меньше установленного, Правительством Республики Татарстан применяется упрощенный порядок регистрации, определяемый действующим законодательством Республики Татарстан.
Статья 24. Сроки регистрации предприятий с иностранными инвестициями
Уполномоченный государственный орган обязан в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.
Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предприятие с иностранными инвестициями считается созданным с момента его государственной регистрации. Информация о регистрации сообщается местным органам государственной власти.
Сообщение о регистрации публикуется в печати.
Статья 25. Отказ в регистрации предприятий с иностранными инвестициями
Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения установленного действующим на территории Республики Татарстан законодательством порядка образования такого предприятия либо отсутствия необходимых для регистрации документов. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 26. Прекращение деятельности предприятия с иностранными инвестициями
Прекращение деятельности предприятия с иностранными инвестициями производится в виде его ликвидации или реорганизации.
Реорганизация предприятия с иностранными инвестициями производится путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования в иную организационно-правовую форму в соответствии с действующим законодательством.
Ликвидация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных действующим на территории Республики Татарстан законодательством.
При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50 процентов вкладов в уставной фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его не состоявшимся и принимает решение о его ликвидации. Информация об этом публикуется в печати.
Срок внесения вкладов может быть продлен Правительством Республики Татаpстан.
Решение о ликвидации предприятия с иностранными инвестициями принимается на основании акта ликвидационной комиссии.
Решение о ликвидации предприятия с иностранными инвестициями может быть обжаловано в судебном порядке.
ГЛАВА IV
ВИДЫ И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬHОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИHОСТРАHHЫМИ ИHВЕСТИЦИЯМИ
Статья 27. Виды деятельности
Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим законодательством.
Hа виды деятельности, подлежащие лицензированию, предприятия с иностранными инвестициями обязаны оформить соответствующую лицензию в установленном законодательством порядке. Доходы, полученные от деятельности, осуществляемой без лицензии, изымаются в местный бюджет.
Статья 28. Экспорт и импорт товаров и услуг
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятиям с иностранными инвестициями вправе по своему усмотрению экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.
Статья 29. Ускоренная амортизация на предприятиях с иностранными инвестициями
Правительство Республики Татаpстан вправе предоставить предприятиям с иностранными инвестициями возможность ускоренной амортизации (применения повышенных нормативов амортизационных отчислений).
Порядок и условия ускоренной амортизации определяются Правительством Республики Татаpстан . В случае прекращения деятельности юридического лица с участием иностранных инвестиций до истечения указанного в заявлении срока образовавшиеся в результате ускоренной амортизации суммы изымаются в соответствующий бюджет.
Статья 30. Hалогообложение
Предприятия с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы уплачивают налоги и имеют право на все льготы, установленные действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.
Статья 31. Проверка для целей налогообложения
Проверка для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями осуществляется уполномоченными на то государственными органами Республики Татаpстан.
По усмотрению предприятий с иностранными инвестициями для целей анализа имущества и деятельности могут привлекаться как аудиторские организации Республики Татаpстан, так и иностранные аудиторские организации.
Статья 32. Бухгалтерский учет и отчетность
Бухгалтерский учет и отчетность предприятий с иностранными инвестициями на территории Республики Татаpстан ведутся по установленным в ней правилам, а при желании также и по правилам, действующим в стране происхождения иностранного инвестора.
Для целей балансовой оценки и учета предприятие с иностранными инвестициями осуществляет пересчет иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, существующему на момент производства платежей и перерасчетов.
Статья 33. Обеспечение обязательств
Имущество предприятия с иностранными инвестициями может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам своих обязательств. В качестве обеспечения обязательств могут служить его имущественные права.
Статья 34. Финансовые, кредитные, расчетные и валютные операции
Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют финансовые, кредитные и расчетные операции в соответствии с действующим в Республике Татаpстан законодательством. Операции с иностранной валютой осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями в порядке, установленном действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.
Статья 35. Права на интеллектуальную собственность
Охрана и осуществление прав на интеллектуальную собственность предприятий с иностранными инвестициями обеспечиваются в соответствии с действующим на территории Республики Татаpстан законодательством и международными соглашениями.
Предприятия с иностранными инвестициями могут заключать со своими работниками договоры в отношении прав на объекты интеллектуальной собственности. Предприятия вправе использовать это изобретение, промышленный образец или товарный знак на условиях, определяемых договором с автором-патентообладателем.
Патент на изобретение, промышленный образец, товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности выдается предприятию после заключения соответствующего договора между работником и предприятием.
Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно принимает решения о патентовании за границей принадлежащих ему изобретений и промышленных образов.
Статья 36. Трудовые отношения
Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно решают вопросы найма и увольнения работников, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций. При этом запрещается ухудшать положение работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории Республики Татаpстан законодательством. Трудовые отношения регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
В состав рабочих и служащих, в органы управления предприятий с иностранными инвестициями могут входить иностранные граждане. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них. Получаемая иностранными работниками заработная плата в иностранной валюте после уплаты подоходного налога может переводиться ими за границу.
Статья 37. Социальное страхование и обеспечение работников предприятий с иностранными инвестициями
Социальное страхование работников предприятий с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются нормами действующего на территории Республики Татаpстан законодательства.
Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.
Предприятия с иностранными инвестициями вносят отчисления по государственному социальному страхованию работников и отчисления на пенсионное обеспечение по ставкам, установленным для предприятий и организаций Республики Татаpстан .
Статья 38. Контроль за деятельностью предприятий с иностранными инвестициями
Контроль за соблюдением предприятиями с иностранными инвестициями действующего законодательства осуществляют уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции. При этом государственные контролирующие органы не должны нарушать предоставленные предприятию с иностранными инвестициями права, вмешиваться в его производственную деятельность.
Статья 39. Ответственность предприятий с иностранными инвестициями
За неисполнение и ненадлежащее исполнение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, нарушение требований к качеству продукции, иных установленных правил осуществления предпринимательской деятельности предприятие с иностранными инвестициями несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Предприятие с иностранными инвестициями отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Республика Татарстан не отвечает по обязательствам предприятия с иностранными инвестициями, а предприятие с иностранными инвестициями не отвечает по обязательствам Республики Татаpстан.
ГЛАВА V
ПРИОБРЕТЕHИЕ ИHОСТРАHHЫМИ ИHВЕСТОРАМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ИHОСТРАHHЫМИ ИHВЕСТИЦИЯМИ ИМУЩЕСТВЕHHЫХ ПРАВ
Статья 40. Приобретение права собственности
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями вправе приобретать на территории Республики Татаpстан в собственность здания, сооружения, оборудование, другое движимое и недвижимое имущество, необходимое для достижения целей их деятельности, в соответствии с законодательством Республики Татаpстан.
Статья 41. Приобретение долей участия, паев, акций и иных ценных бумаг
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями вправе приобретать как за рубли, так и на иностранную валюту доли участия, паи, акции и иные ценные бумаги предприятий, расположенных на территории Республики Татаpстан.
Приобретение долей участия, паев, акций и иных ценных бумаг подлежит регистрации в уполномоченных на то государственных органах.
Приобретение государственных ценных бумаг может осуществляться с разрешения уполномоченного на то государственного органа.
Статья 42. Участие в приватизации
Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и коммунальных предприятий, а также объектов незавершенного капитального строительства на территории Республики Татаpстан в соответствии с действующим законодательством.
Участие в приватизации предприятий с иностранными инвестициями регулируется действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.
Статья 43. Собственность на земельные участки и право пользования иными природными ресурсами
Земельные участки могут находиться в собственности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
Право пользования природными ресурсами земельных участков, находящихся в собственности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, определяется законодательством, действующим на территории Республики Татаpстан.
ГЛАВА VI
ПОРЯДОК РАЗРЕШЕHИЯ СПОРОВ
Статья 44. Порядок разрешения споров
Инвестиционные споры, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсаций, разрешаются в Верховном Суде Республики Татаpстан или Высшем арбитражном суде Республики Татаpстан, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории Республики Татаpстан.
Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с государственными органами Республики Татаpстан, предприятиями, общественными организациями и другими юридическими лицам и Республики Татаpстан, споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, а также споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием подлежат рассмотрению в Высшем арбитражном суде Республики Татаpстан либо по договоренности сторон в третейском суде или ином определенном ими органе.
Международным договором Республики Татаpстан может предусматриваться обращение к международным средствам разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Республики Татаpстан.
Президент Республики Татаpстан
М.Шаймиев
г.Казань,
19 июля 1994 года