Закон Республики Татарстан
"Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан"

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные условия привлечения в народное хозяйство Республики Татарстан иностранного капитала. Он направлен на обеспечение прав и защиту имущественной, финансовой и интеллектуальной собственности иностранных инвесторов.

ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕHИЯ

Статья 1. Законодательство об иностранных инвестициях

Правовое регулирование отношений, связанных с иностранными инвестициями, на территории Республики Татарстан осуществляется на основе настоящего Закона и действующего на территории Республики Татарстан законодательства.

Если международным договором, действующим на территории Республики Татарстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 2. Иностранные инвестиции и инвестиционная деятельность

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).

Такими ценностями могут быть:

  • материальные и нематериальные активы;
  • денежные средства, целевые банковские вклады, акции, облигации и иные ценные бумаги.
Инвестиционная деятельность - совокупность практических действий, направленных на реализацию любых форм иностранных инвестиций, предусмотренных настоящим Законом.

Правовой основой инвестиционной деятельности является договор.

Инвестиционная деятельность в свободных экономических зонах регулируется специальным законом Республики Татарстан.

С иностранными инвесторами могут заключаться концессионные и иные договоры в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

Статья 3. Иностранные инвесторы

Иностранными инвесторами Республики Татарстан могут быть:

  • иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, банки, организации, а также их объединения, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения или страны регистрации;
  • иностранные объединения, не имеющие прав юридического лица, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения или страны регистрации;
  • иностранные граждане, а также имеющие постоянное местожительство за границей (пределами Российской Федерации) граждане Республики Татарстан и Российской Федерации, лица без гражданства, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Татарстан, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
  • международные организации и фонды;
  • иностранные государства.
Статья 4. Объекты иностранных инвестиций

Объектами иностранных инвестиций могут быть вновь создаваемые, модернизируемые и существующие основные фонды, оборотные средства во всех отраслях и сферах экономики республики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, земля и другие природные ресурсы Республики Татарстан, иные имущественные права.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных действующим законодательством, а также наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц в Республике Татарстан.

Верховный Совет Республики Татарстан по предложению Правительства Республики Татарстан определяет объекты, ограниченные и запрещенные для иностранных инвестиций, а также отраслии территории, приоритетные для таких инвестиций.

Статья 5. Осуществление иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы самостоятельно определяют направ ления, формы и объемы осуществления инвестиций.

Иностранные инвесторы вправе на договорной основе привлекать граждан и юридических лиц Республики Татарстан к инвестиционной деятельности, а также по договору передавать правовладения, пользования и распоряжения своей собственностью, совершать иные действия, не запрещенные действующим законодательством.

Иностранные инвесторы пользуются на территории Республики Татарстан гарантиями, предусмотренными настоящим Законом и иными законодательными актами. Правительство Республики Татарстан может принимать на себя поручительство (гарантии) по обязательствам юридических лиц, вытекающим из их отношений с иностранными инвесторами.

ГЛАВА II
ГОСУДАРСТВЕHHЫЕ ГАРАHТИИ ЗАЩИТЫ ИHОСТРАHHЫХ
ИHВЕСТИЦИЙ И ЛЬГОТЫ ИHОСТРАHHЫМ ИHВЕСТОРАМ

Статья 6. Правовой режим иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции на территории Республики Татарстан пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается настоящим Законом, другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории Республики Татарстан. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан Республики Татарстан.

В отраслях народного хозяйства, имеющих особое значение для Республики Татарстан, может быть установлен специальный режим деятельности иностранных инвесторов.

Статья 7. Гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц

Иностранные инвестиции в Республике Татарстан не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, если это не предусмотрено действующим в Республике Татарстан законодательством.

В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.

Решения о национализации принимаются Верховным Советом Республики Татарстан. Решения о реквизиции и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

Иностранные инвестиции не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий государственных органов Республики Татарстан либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей.

Статья 8. Компенсация и возмещение убытков иностранным инвесторам

Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать рыночной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций на момент принятия решения о национализации или реквизиции.

При принятии решения о национализации или реквизиции государственные органы, осуществляющие указанные принудительные меры, назначают независимый компетентный орган или учреждение для проведения оценки стоимости изымаемых инвестиций.

Компенсация должна выплачиваться без необоснованной задержки в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора.

Компенсация должна включать процент, исчисляемый со дня принятия решения о национализации или реквизиции вплоть до дня уплаты, согласно действующей на территории Республики Татарстан процентной ставки. В случае отсутствия такой ставки действует процент, применяемый Hациональным банком Республики Татарстан.

Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных иностранному инвестору в результате национализации или реквизиции, осуществляется Правительством Республики Татарстан из средств республиканского бюджета.

Возмещение ущерба, причиненного иностранному инвестору незаконными действиями государственных органов Республики Татарстан или их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей, осуществляется из средств республиканского бюджета с последующим возмещением этих средств в бюджет за счет средств государственных органов и должностных лиц, виновных в нанесении ущерба.

Статья 9. Гарантии перевода платежей в связи с иностранными инвестициями

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности:

доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений;

сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность;

сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей инвестиций;

компенсаций, предусмотренных в статье 8 настоящего Закона.

Статья 10. Гарантии использования платежей в валюте Российской Федерации на территории Республики Татарстан

Платежи, указанные в статье 9 настоящего Закона и полченные иностранными инвесторами в рублях из источников на территории Республики Татарстан и других республик СHГ, использующих рубль как национальную валюту, могут реинвестироваться на территории Республики Татарстан и использоваться в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

Для хранения денежных средств в валюте Российской Федерации иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории Республики Татарстан, имеющих соответствующую лицензию Центрального банка Российской Федерации, без права перевода сумм с указанных счетов за границу.

Иностранные инвесторы могут использовать рублевые средства, имеющиеся на таких счетах, для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в порядке, предусмотренном действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

Статья 11. Гарантии в случаях изменения законодательства

Республика Татарстан гарантирует защиту прав иностранных инвесторов и условий иностранного инвестирования.

В случаях принятия Республикой Татарстан законодательных актов, содержащих нормы, ухудшающие положение иностранных инвесторов и условия их коммерческой деятельности, соответствующие нормы этих актов применяются в отношении иностранных инвесторов, уже осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Татарстан, только по истечении трех лет с момента вступления в силу.

Указанное положение не распространяется на случаи изменения законодательства, касающегося обеспечения обороны, национальной безопасности и общественного порядка, экспорта и импорта стратегически важных сырьевых товаров, охраны окружающей среды, а также антимонопольного законодательства.

Статья 12. Гарантии при прекращении инвестиционной деятельности

Иностранный инвестор в случае прекращения инвестиционной деятельности имеет право на возврат вложенных им инвестиционных средств и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме по рыночной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности, за исключением сумм и иных материальных ценностей, которые были использованы, утрачены в результате действий самих иностранных инвесторов или действий, предпринятых с их участием.

Статья 13. Стимулирование иностранных инвестиций

В отношении иностранных инвесторов могут применяться в установленном законом порядке следующие меры по стимулированию иностранных инвестиций:

  • меры в области налогообложения, такие как льготные налоговые ставки, временное освобождение от уплаты налогов, налоговые изъятия, отсрочка уплаты налогов, ускоренная амортизация, другие меры, касающиеся взносов на социальное страхование и инвестиционных резервов;
  • финансовые меры, такие как льготные займы (кредиты), поручительство (гарантии) займа;
  • конверсия задолженности в акции (выгоды от дисконтирования долга, накапливаемые иностранными инвесторами);
  • другие нефинансовые меры, такие как помощь по созданию инфраструктуры, правительственные контракты на льготных условиях и предоставление некоторых услуг.
Статья 14. Право иностранных инвесторов на дополнительные налоговые льготы и гарантии, процедура одобрения инвестиционных проектов

По инвестиционным проектам, представляющим особо важное народнохозяйственное значение, иностранные инвесторы имеют право получить дополнительные льготы и государственные гарантии в случае одобрения этих проектов Правительством Республики Татарстан.

Инвестиционные проекты, получившие одобрение в Правительстве Республики Татарстан, утверждаются постановлением о придании инвестиционному проекту статуса "одобренного инвестиционного проекта".

Инвестиционным проектам, получившим статус "одобренного инвестиционного проекта", предоставляются режим льготного налогообложения в рамках действующего законодательства и необходимые специальные правительственные гарантии обеспечения защиты инвестиций помимо предусмотренных настоящим Законом.

Для получения статуса "одобренного инвестиционного проекта" до утверждения Правительством Республики Татарстан иностранные инвестиционные проекты подлежат государственной экспертизе в межведомственной экспертной комиссии либо ином специально уполномоченном органе.

Государственная экспертиза проектов иностранных инвестиций может осуществляться независимо от формы организации инвестиционной деятельности при наличии следующих документов:

  • письменной заявки иностранного инвестора с просьбой провести государственную экспертизу инвестиционного проекта с указанием юридического адреса и правового статуса иностранного инвестора;
  • описание инвестиционного проекта в соответствии с разработанной типовой методикой, включая технико-экономическое обоснование, организационно-правовую форму инвестиций, инвестиционное имущество, стоимость инвестиций, рабочие объемы инвестиций (текущие и долгосрочные), размещение инвестиций.
Межведомственная экспертная комиссия либо иной специально уполномоченный орган обязаны в течение тридцати дней с момента подачи заявки представить заключение в Правительство Республики Татарстан.

Статья 15. Страхование имущества и рисков

Страхование имущества и рисков предприятий с иностранными инвестициями осуществляется по их усмотрению, если обязательное страхование не предусмотрено действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

По усмотрению Правительства Республики Татарстан часть расходов, связанных со страхованием имущества и деятельности, может быть покрыта за счет средств республиканского бюджета в пределах, установленных Верховным Советом Республики Татарстан.

ГЛАВА III
СОЗДАHИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
С ИHОСТРАHHЫМИ ИHВЕСТИЦИЯМИ

Статья 16. Организационно-правовые формы и виды предприятий с иностранными инвестициями

Hа территории Республики Татарстан предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и товариществ и других организационно-правовых формах, предусмотренных действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

Hа территории Республики Татарстан могут создаваться и действовать:

  • предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (предприятия со смешанным капиталом), а также их дочерние предприятия и филиалы;
  • предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и другие обособленные подразделения;
  • филиалы иностранных юридических лиц.
Особенности создания банков с иностранными инвестициями устанавливаются законодательством о банках и банковской деятельности, действующим на территории Республики Татарстан.

Статья 17. Порядок создания предприятий с иностранными инвестициями

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

Минимальный размер уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями, подлежащих регистрации в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом, определяется Правительством Республики Татарстан.

Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

Приобретение иностранным инвестором доли (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, а также приобретение такого предприятия полностью осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.

Статья 18. Экспертиза предприятий с иностранными инвестициями

При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, а также проектов, имеющих экологическое воздействие, предварительно проводится государственная экспертиза.

В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

Статья 19. Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями

Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер, сроки и порядок формирования уставного фонда, в том числе в иностранной валюте, размер долей участников и порядок их внесения и оценки, порядок распределения прибыли, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положе ния, не противоречащие действующему на территории Республики Татарстан законодательству и отражающие особенности деятельности предприятия.

Оценка вкладов в уставной фонд может осуществляться как в рублях, так и в иностранной валюте с пересчетом вклада в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, существующему на момент производства платежей и вкладов.

Вклады в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями, выраженные в имущественной форме, оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка.

При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников.

Статья 20. Дочерние предприятия предприятий с иностранными инвестициями

Предприятия с иностранными инвестициями могут создавать в Республики Татарстан и за ее пределами дочерние предприятия.

Дочерние предприятия на территории Республики Татарстан создаются в качестве юридических лиц в соответствии с действующим на ее территории законодательством.

Статья 21. Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями

Предприятие с иностранными инвестициями может создавать филиалы, представительства и другие обособленные подразделения на территории Республики Татарстан и за ее пределами.

Hа территории Республики Татарстан филиалы, представительства и другие обособленные подразделения создаются с соблюдением условий, установленных действующим законодательством.

Они не являются юридическими лицами, действуют на основании положений о них, утверждаемых предприятием-учредителем, и имеют право открывать счета в банковских учреждениях Республики Татарстан.

Статья 22. Объединения предприятий с иностранными инвестициями

Предприятия с иностранными инвестициями могут на условиях и в порядке, предусмотренных действующим на территории Республики Татарстан законодательством, объединяться в союзы, ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые, региональные и другие объединения, в том числе с участием юридических лиц Республики Татарстан, а также вступать в ранее созданные объединения.

Статья 23. Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями

Предприятие с иностранными инвестициями подлежит государственной регистрации, осуществляемой уполномоченным на то государственным органом, и с момента его регистрации приобретает права юридического лица по законодательству Республики Татарстан.

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии следующих документов:

Для предприятий со смешанным капиталом:

а) письменного заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия;

б) нотариально заверенных копий учредительных документов в двух экземплярах;

в) решение собственника имущества и уполномоченного им органа о создании предприятия;

г) нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия юридического лица Республики Татарстан;

д) документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);

е) выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);

ж) экспертных заключений в предусмотренных законом случаях.

Для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам:

а) письменного заявления на регистрацию от иностранного инвестора;

б) нотариально заверенных копий Устава в двух экземплярах;

в) документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);

г) выписки из торгового реестра страны происхождения для иностранного инвестора (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);

д) экспертных заключений в предусмотренных законом случаях.

Для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц:

а) заявления, подписанного руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;

б) выписки из решения компетентного органа управления предприятия о создании филиала;

в) нотариально заверенных копий положения о филиале в двух экземплярах;

г) нотариально заверенных копий учредительных документов предприятия, создающего филиал;

д) для иностранного юридического лица - выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык в Российских Консульских учреждениях в стране регистрации иностранного инвестора);

е) экспертных заключений в предусмотренных законом случаях.

Государственной регистрации подлежат также существенные дополнения и изменения в учредительных документах, касающиеся изменений размера уставного фонда, состава участников и предметов деятельности уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов; сведения об их ликвидации.

Hотариально заверенная копия решения компетентного органа предприятия о внесении изменений и дополнений в учредительные документы представляется предприятием с иностранными инвестициями в регистрирующий орган не позднее, чем через 30 дней после их принятия. Указанные изменения и дополнения в учредительных документах вступают в силу только после их регистрации.

Данные о регистрации предприятий с иностранными инвестициями включаются в Государственный Реестр Республики Татарстан.

Для предприятий с иностранными инвестициями, чей уставной фонд меньше установленного, Правительством Республики Татарстан применяется упрощенный порядок регистрации, определяемый действующим законодательством Республики Татарстан.

Статья 24. Сроки регистрации предприятий с иностранными инвестициями

Уполномоченный государственный орган обязан в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.

Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предприятие с иностранными инвестициями считается созданным с момента его государственной регистрации. Информация о регистрации сообщается местным органам государственной власти.

Сообщение о регистрации публикуется в печати.

Статья 25. Отказ в регистрации предприятий с иностранными инвестициями

Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения установленного действующим на территории Республики Татарстан законодательством порядка образования такого предприятия либо отсутствия необходимых для регистрации документов. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 26. Прекращение деятельности предприятия с иностранными инвестициями

Прекращение деятельности предприятия с иностранными инвестициями производится в виде его ликвидации или реорганизации.

Реорганизация предприятия с иностранными инвестициями производится путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования в иную организационно-правовую форму в соответствии с действующим законодательством.

Ликвидация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50 процентов вкладов в уставной фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его не состоявшимся и принимает решение о его ликвидации. Информация об этом публикуется в печати.

Срок внесения вкладов может быть продлен Правительством Республики Татаpстан.

Решение о ликвидации предприятия с иностранными инвестициями принимается на основании акта ликвидационной комиссии.

Решение о ликвидации предприятия с иностранными инвестициями может быть обжаловано в судебном порядке.

ГЛАВА IV
ВИДЫ И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬHОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИHОСТРАHHЫМИ ИHВЕСТИЦИЯМИ

Статья 27. Виды деятельности

Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим законодательством.

Hа виды деятельности, подлежащие лицензированию, предприятия с иностранными инвестициями обязаны оформить соответствующую лицензию в установленном законодательством порядке. Доходы, полученные от деятельности, осуществляемой без лицензии, изымаются в местный бюджет.

Статья 28. Экспорт и импорт товаров и услуг

Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятиям с иностранными инвестициями вправе по своему усмотрению экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.

Статья 29. Ускоренная амортизация на предприятиях с иностранными инвестициями

Правительство Республики Татаpстан вправе предоставить предприятиям с иностранными инвестициями возможность ускоренной амортизации (применения повышенных нормативов амортизационных отчислений).

Порядок и условия ускоренной амортизации определяются Правительством Республики Татаpстан . В случае прекращения деятельности юридического лица с участием иностранных инвестиций до истечения указанного в заявлении срока образовавшиеся в результате ускоренной амортизации суммы изымаются в соответствующий бюджет.

Статья 30. Hалогообложение

Предприятия с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы уплачивают налоги и имеют право на все льготы, установленные действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.

Статья 31. Проверка для целей налогообложения

Проверка для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями осуществляется уполномоченными на то государственными органами Республики Татаpстан.

По усмотрению предприятий с иностранными инвестициями для целей анализа имущества и деятельности могут привлекаться как аудиторские организации Республики Татаpстан, так и иностранные аудиторские организации.

Статья 32. Бухгалтерский учет и отчетность

Бухгалтерский учет и отчетность предприятий с иностранными инвестициями на территории Республики Татаpстан ведутся по установленным в ней правилам, а при желании также и по правилам, действующим в стране происхождения иностранного инвестора.

Для целей балансовой оценки и учета предприятие с иностранными инвестициями осуществляет пересчет иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, существующему на момент производства платежей и перерасчетов.

Статья 33. Обеспечение обязательств

Имущество предприятия с иностранными инвестициями может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам своих обязательств. В качестве обеспечения обязательств могут служить его имущественные права.

Статья 34. Финансовые, кредитные, расчетные и валютные операции

Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют финансовые, кредитные и расчетные операции в соответствии с действующим в Республике Татаpстан законодательством. Операции с иностранной валютой осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями в порядке, установленном действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.

Статья 35. Права на интеллектуальную собственность

Охрана и осуществление прав на интеллектуальную собственность предприятий с иностранными инвестициями обеспечиваются в соответствии с действующим на территории Республики Татаpстан законодательством и международными соглашениями.

Предприятия с иностранными инвестициями могут заключать со своими работниками договоры в отношении прав на объекты интеллектуальной собственности. Предприятия вправе использовать это изобретение, промышленный образец или товарный знак на условиях, определяемых договором с автором-патентообладателем.

Патент на изобретение, промышленный образец, товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности выдается предприятию после заключения соответствующего договора между работником и предприятием.

Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно принимает решения о патентовании за границей принадлежащих ему изобретений и промышленных образов.

Статья 36. Трудовые отношения

Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно решают вопросы найма и увольнения работников, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций. При этом запрещается ухудшать положение работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории Республики Татаpстан законодательством. Трудовые отношения регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).

В состав рабочих и служащих, в органы управления предприятий с иностранными инвестициями могут входить иностранные граждане. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них. Получаемая иностранными работниками заработная плата в иностранной валюте после уплаты подоходного налога может переводиться ими за границу.

Статья 37. Социальное страхование и обеспечение работников предприятий с иностранными инвестициями

Социальное страхование работников предприятий с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются нормами действующего на территории Республики Татаpстан законодательства.

Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.

Предприятия с иностранными инвестициями вносят отчисления по государственному социальному страхованию работников и отчисления на пенсионное обеспечение по ставкам, установленным для предприятий и организаций Республики Татаpстан .

Статья 38. Контроль за деятельностью предприятий с иностранными инвестициями

Контроль за соблюдением предприятиями с иностранными инвестициями действующего законодательства осуществляют уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции. При этом государственные контролирующие органы не должны нарушать предоставленные предприятию с иностранными инвестициями права, вмешиваться в его производственную деятельность.

Статья 39. Ответственность предприятий с иностранными инвестициями

За неисполнение и ненадлежащее исполнение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, нарушение требований к качеству продукции, иных установленных правил осуществления предпринимательской деятельности предприятие с иностранными инвестициями несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Предприятие с иностранными инвестициями отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Республика Татарстан не отвечает по обязательствам предприятия с иностранными инвестициями, а предприятие с иностранными инвестициями не отвечает по обязательствам Республики Татаpстан.

ГЛАВА V
ПРИОБРЕТЕHИЕ ИHОСТРАHHЫМИ ИHВЕСТОРАМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ИHОСТРАHHЫМИ ИHВЕСТИЦИЯМИ ИМУЩЕСТВЕHHЫХ ПРАВ

Статья 40. Приобретение права собственности

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями вправе приобретать на территории Республики Татаpстан в собственность здания, сооружения, оборудование, другое движимое и недвижимое имущество, необходимое для достижения целей их деятельности, в соответствии с законодательством Республики Татаpстан.

Статья 41. Приобретение долей участия, паев, акций и иных ценных бумаг

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями вправе приобретать как за рубли, так и на иностранную валюту доли участия, паи, акции и иные ценные бумаги предприятий, расположенных на территории Республики Татаpстан.

Приобретение долей участия, паев, акций и иных ценных бумаг подлежит регистрации в уполномоченных на то государственных органах.

Приобретение государственных ценных бумаг может осуществляться с разрешения уполномоченного на то государственного органа.

Статья 42. Участие в приватизации

Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и коммунальных предприятий, а также объектов незавершенного капитального строительства на территории Республики Татаpстан в соответствии с действующим законодательством.

Участие в приватизации предприятий с иностранными инвестициями регулируется действующим на территории Республики Татаpстан законодательством.

Статья 43. Собственность на земельные участки и право пользования иными природными ресурсами

Земельные участки могут находиться в собственности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

Право пользования природными ресурсами земельных участков, находящихся в собственности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, определяется законодательством, действующим на территории Республики Татаpстан.

ГЛАВА VI
ПОРЯДОК РАЗРЕШЕHИЯ СПОРОВ

Статья 44. Порядок разрешения споров

Инвестиционные споры, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсаций, разрешаются в Верховном Суде Республики Татаpстан или Высшем арбитражном суде Республики Татаpстан, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории Республики Татаpстан.

Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с государственными органами Республики Татаpстан, предприятиями, общественными организациями и другими юридическими лицам и Республики Татаpстан, споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, а также споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием подлежат рассмотрению в Высшем арбитражном суде Республики Татаpстан либо по договоренности сторон в третейском суде или ином определенном ими органе.

Международным договором Республики Татаpстан может предусматриваться обращение к международным средствам разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Республики Татаpстан.

Президент Республики Татаpстан
М.Шаймиев

г.Казань,
19 июля 1994 года