Закон Республики Татарстан
"О Свободной экономической зоне "Алабуга"

(с изменениями и дополнениями от 20 мая 1999 г., 17 января 2002 г.)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания, функционирования и ликвидации Свободной экономической зоны "Алабуга".


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

Свободная экономическая зона "Алабуга" (далее - Свободная экономическая зона) - ограниченная территория, на которой действует особый правовой и экономический режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, устанавливаемый настоящим Законом.

Инфраструктура Свободной экономической зоны - совокупность элементов, призванных обеспечивать условия для производственной и хозяйственной деятельности на территории Свободной экономической зоны, включающая в себя: ограждения, здания и сооружения, объекты инженерного обустройства территории, охраны окружающей среды, а также объекты, решающие вопросы социального обеспечения работников в Свободной экономической зоне.

Администрация Свободной экономической зоны - организация, имеющая статус государственного учреждения, осуществляющая управление Свободной экономической зоной.

Наблюдательный совет Свободной экономической зоны является органом, координирующим и контролирующим деятельность Администрации Свободной экономической зоны.

Оператор Свободной экономической зоны - уполномоченное Администрацией Свободной экономической зоны юридическое лицо, создаваемое для достижения целей и решения задач Свободной экономической зоны.

Фонд развития Свободной экономической зоны - специализированный фонд Свободной экономической зоны для финансирования экономических программ Администрации Свободной экономической зоны.

Участники Свободной экономической зоны - категория налогоплательщиков, включающая в себя юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших с Администрацией Свободной экономической зоны договоры о реализации инвестиционных проектов на территории Свободной экономической зоны и включенных в реестр Участников Свободной экономической зоны.

Товар - продукция, произведенная Участниками Свободной экономической зоны на территории Свободной экономической зоны и предназначенная для реализации за ее пределами.

Статья 2. Порядок создания и функционирования Свободной экономической зоны

Свободная экономическая зона создается Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом на территории промышленной площадки Елабужского автомобильного завода общей площадью 16,5 кв. км, расположенной в Елабужском районе Республики Татарстан.

В Свободной экономической зоне устанавливается особый льготный режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, предоставляемый юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Свободной экономической зоне в качестве Участников.

Под особым режимом инвестиционной и предпринимательской деятельности понимаются условия, при которых устанавливаются налоговые льготы, предусмотренные настоящим Законом, а также льготы в сфере валютного регулирования и таможенный режим свободной таможенной зоны, определяемые законодательством Российской Федерации.

Свободная экономическая зона создается сроком на двадцать пять лет с правом последующего продления в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 3. Цели и задачи создания Свободной экономической зоны

Свободная экономическая зона создается для формирования благоприятного правового, инвестиционного, налогового режима, способствующего успешной реализации инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Создание Свободной экономической зоны направлено на решение задач:

  • привлечения инвестиций для создания в Республике Татарстан мощностей по выпуску конкурентоспособных легковых автомобилей;
  • насыщения внутреннего рынка импортозамещающей продукцией, в том числе используемой в автомобилестроении;
  • создания экспорто-ориентированных производств;
  • повышения занятости населения;
  • формирования конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.


Глава II. Режим инвестиционной и предпринимательской деятельности в Свободной экономической зоне

Статья 4. Правовое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности в Свободной экономической зоне

Правовое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности в Свободной экономической зоне осуществляется в соответствии с Конституцией

Республики Татарстан, настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.

Статья 5. Таможенный режим и валютное регулирование в Свободной экономической зоне

В Свободной экономической зоне таможенный режим свободной таможенной зоны устанавливается и регулируется таможенным законодательством Российской Федерации.

Регулирование валютных операций в Свободной экономической зоне осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Фонд развития Свободной экономической зоны.

Финансирование экономических программ Администрации Свободной экономической зоны и материально-техническое обеспечение деятельности Администрации Свободной экономической зоны осуществляются за счет средств Фонда развития Свободной экономической зоны

Положение о Фонде развития Свободной экономической зоны утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Фонд развития Свободной экономической зоны формируется за счет:

  • поступлений от выдачи Разрешений на право осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Свободной экономической зоны;
  • средств, выделяемых из Федерального бюджета и Республиканского бюджета Республики Татарстан;
  • средств предприятий и организаций, привлекаемых Администрацией Свободной экономической зоны в соответствии с законодательством на договорной основе;
  • иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
Статья 7. Платежи Участников Свободной экономической зоны

Взимание платежа за пользование инфраструктурой Свободной экономической зоны производится за предоставление Участнику Свободной экономической зоны возможности использования элементов инфраструктуры.

Участники Свободной экономической зоны осуществляют следующие платежи в Фонд развития Свободной экономической зоны:

  • за пользование инфраструктурой Свободной экономической зоны в определяемом Администрацией Свободной экономической зоны размере до двух процентов от стоимости вывозимых товаров (без учета налога на добавленную стоимость), оказанных на территории Свободной экономической зоны услуг (без учета налога на добавленную стоимость) и выполненных на территории Свободной экономической зоны работ (без учета налога на добавленную стоимость);
  • за аренду земельных участков и услуги.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан с учетом действующего законодательства, особенностей инвестиционного проекта. Размер арендной платы определяется в договоре, заключаемом Участником Свободной экономической зоны и Администрацией Свободной экономической зоны, в соответствии с установленным порядком.

Арендная плата за пользование земельными участками не подлежит изменению в сторону повышения в течение первых десяти лет и в последующие десять лет не может быть увеличена более чем в два раза.

Платежи Участников Свободной экономической зоны за оказанные услуги и подключение к объектам инженерного обустройства территории по заключенным договорам с оператором Свободной экономической зоны не включаются в платежи за пользование инфраструктурой Свободной экономической зоны.

Производственное объединение "Елабужский завод легковых автомобилей и его структурные подразделения с правами юридического лица освобождаются до 2005 года от платежей за пользование инфраструктурой Свободной экономической зоны в Фонд развития Свободной экономической зоны в случае направления высвобождающихся средств на развитие инфраструктуры Свободной экономической зоны.

Корпорация "ЕЛАЗ-ДМ" до 2005 года освобождается от платежей за пользование инфраструктурой Свободной экономической зоны в Фонд развития Свободной экономической зоны в случае направления высвобождающихся средств на создание мощностей и организацию производства легковых автомобилей.

Статья 8. Налоговые льготы в Свободной экономической зоне

Участники Свободной экономической зоны освобождаются от налоговых платежей и сборов в бюджет Республики Татарстан и платежей в государственные внебюджетные фонды Республики Татарстан, за исключением платежей по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц в соответствии с законодательством.

Налоговые льготы Участникам Свободной экономической зоны предоставляются только в части деятельности, осуществляемой на территории Свободной экономической зоны. Налогообложение деятельности Участников за территорией Свободной экономической зоны проводится на общих основаниях в соответствии с законодательством.

Участники Свободной экономической зоны в соответствии с законодательством пользуются налоговыми льготами, устанавливаемыми Российской Федерацией.

Статья 9. Уполномоченный банк Администрации Свободной экономической зоны

Банковское обслуживание Участников Свободной экономической зоны осуществляет Уполномоченный банк Администрации Свободной экономической зоны (далее Уполномоченный банк), определяемый решением Наблюдательного совета на конкурсной основе. Отношения между Уполномоченным банком и Администрацией Свободной экономической зоны определяются договором.

До определения Уполномоченного банка Свободной экономической зоны средства Фонда развития Свободной экономической зоны размещаются в банке, указанном Наблюдательным советом*.

*Примечание: Постановлением КМ РТ N 113 от 09.03.99. уполномоченным банком администрации Свободной экономической зоны "Алабуга" определен "Ак Барс" Банк.

Статья 10. Управление Свободной экономической зоной

Управление Свободной экономической зоной осуществляет Администрация Свободной экономической зоны. Оперативное руководство деятельностью Администрации осуществляет Глава Администрации Свободной экономической зоны, назначаемый Президентом Республики Татарстан.

Положение об Администрации Свободной экономической зоны утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Основными функциями Администрации Свободной экономической зоны являются:

  • разработка программы развития Свободной экономической зоны и мониторинг реализации этой программы;
  • рассмотрение заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о реализации инвестиционных проектов на территории Свободной экономической зоны и заключение с ними договоров о реализации указанных проектов с включением в реестр Участников Свободной экономической зоны;
  • обеспечение создания и функционирования инфраструктуры Свободной экономической зоны;
  • организация проектирования и строительства производственных, складских, транспортных, служебных и иных зданий и сооружений и контроль за их эксплуатацией;
  • содействие заключению договоров об аренде (субаренде) зданий и сооружений производственного и складского типов с Участниками Свободной экономической зоны;
  • контроль за выполнением Участниками Свободной экономической зоны принятых на себя обязательств, в том числе расторжение договоров о реализации инвестиционных проектов на территории Свободной экономической зоны с исключением из реестра Участников Свободной экономической зоны;
  • представление отчетности о функционировании Свободной экономической зоны органам государственного управления по вопросам, входящим в их компетенцию;
  • представление интересов Участников Свободной экономической зоны в отношении с органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления;
  • оказание содействия в создании и функционировании кредитных и страховых организаций, Фонда развития Свободной экономической зоны.
  • контроль за взиманием платежей в Свободной экономической зоне и целевым использованием средств Фонда развития Свободной экономической зоны.
Администрация Свободной экономической зоны ведет реестр Участников на осуществление инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Свободной экономической зоны.

Администрации Свободной экономической зоны предоставляются полномочия по управлению, пользованию и распоряжению государственным имуществом Республики Татарстан, расположенным в Свободной экономической зоне.

Статья 11. Наблюдательный совет Свободной экономической зоны

Координацию и контроль за деятельностью Администрации Свободной экономической зоны осуществляет Наблюдательный совет Свободной экономической зоны.

Наблюдательный совет Свободной экономической зоны действует на основании Положения утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Глава Администрации Свободной экономической зоны, глава администрации города Елабуги и Елабужского района, генеральный директор производственного объединения "Елабужский завод легковых автомобилей" по должности являются членами Наблюдательного совета.

Наблюдательный совет Свободной экономической зоны возглавляется премьер-министром Республики Татарстан.

Статья 12. Оператор Свободной экономической зоны

Оператор Свободной экономической зоны - уполномоченное Администрацией Свободной экономической зоны юридическое лицо, создаваемое на базе части имущества, закрепленного за производственным объединением "Елабужский завод легковых автомобилей", в соответствии с законодательством на основании Положения утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Оператор Свободной экономической зоны обеспечивает условия деятельности Свободной экономической зоны и способствует Администрации Свободной экономической зоны в достижении целей в решении задач Свободной экономической зоны.

Статья 13. Порядок осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности в Свободной экономической зоне

Администрация Свободной экономической зоны в соответствии с настоящим Законом рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о реализации инвестиционных проектов на территории Свободной экономической зоны и заключает с ними договоры о реализации указанных проектов с соблюдением законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан. Юридические лица и индивидуальные предприниматели получают статус Участника Свободной экономической зоны с момента заключения договора о реализации инвестиционного проекта на территории Свободной экономической зоны.

Порядок рассмотрения заявлений о реализации инвестиционных проектов на территории Свободной экономической зоны и заключения договоров о реализации указанных проектов устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Администрация Свободной экономической зоны ведет реестр Участников Свободной экономической зоны в соответствии с заключенными договорами о реализации инвестиционных проектов на территории Свободной экономической зоны.

Невыполнение Участником Свободной экономической зоны принятых на себя обязательств влечет за собой расторжение договора о реализации инвестиционного проекта на территории Свободной экономической зоны с исключением из реестра Участников Свободной экономической зоны.

Статья 14. Право пользования земельными участками и иными объектами недвижимости в Свободной экономической зоне

Участники Свободной экономической зоны имеют право пользования земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися на территории Свободной экономической зоны, в том числе на условиях долгосрочной аренды (субаренды) на условиях и порядке, определенных договором, заключаемым в соответствии с законодательством.

Администрации Свободной экономической зоны предоставляются полномочия по передаче в аренду земельных участков, расположенных на территории Свободной экономической зоны.

Участник Свободной экономической зоны, заявивший объем инвестиций более суммы, эквивалентной 10 млн.долларов США, после осуществления 50 процентов от заявленного объема инвестиций имеет право на приобретение в собственность используемого им имущества, расположенного на территории Свободной экономической зоны.

Статья 15. Экологическая безопасность и охрана окружающей природной среды на территории Свободной экономической зоны

Отношения в области экологической безопасности и охраны окружающей природной среды на территории Свободной экономической зоны регулируются законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.


Глава III. Порядок въезда в Свободную экономическую зону, выезда из Свободной экономической зоны и пребывания на ее территории. Социально-трудовые отношения в Свободной экономической зоне

Статья 16. Порядок въезда в Свободную экономическую зону, выезда из Свободной экономической зоны и пребывания на ее территории

Порядок въезда в Свободную экономическую зону, выезда из Свободной экономической зоны и пребывания на ее территории определяется Администрацией Свободной экономической зоны в соответствии с законодательством.

На территории Свободной экономической зоны не допускается постоянное проживание физических лиц.

Статья 17. Социально-трудовые отношения в Свободной экономической зоне

Трудовые отношения в Свободной экономической зоне регулируются законодательством о труде.

Участники Свободной экономической зоны самостоятельно решают вопросы найма и увольнения работников, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций. При этом запрещается ухудшать положение работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

В состав рабочих и служащих, в органы управления организаций - Участников Свободной экономической зоны могут входить иностранные граждане. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Получаемая иностранными работниками заработная плата после уплаты подоходного налога может переводиться за границу в иностранной валюте.

Численность привлекаемых иностранных рабочих для выполнения производственных и строительно-монтажных работ на территория Свободной экономической зоны согласуется с Администрацией Свободной экономической зоны.

Привлечение иностранных граждан, в том числе иностранных рабочих, инженерно-технического и управленческого персонала, для выполнения работ соответствующей квалификации на территории Свободной экономической зоны осуществляется с учетом требований действующего на территории Республики Татарстан законодательства.

Социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников в Свободной экономической зоне, за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников, регулируется действующим на территории Республики Татарстан законодательством.

Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.


Глава IV. Заключительные положения

Статья 18. Ликвидация Свободной экономической зоны

Ликвидация Свободной экономической зоны осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом.

Свободная экономическая зона может быть ликвидирована по следующим основаниям:

а) истечению срока, на который была создана Свободная экономическая зона;
б) невозможности осуществления целей, предусмотренных настоящим Законом, но не ранее пяти лет после создания этой зоны;
в) соображению безопасности Российской Федерации и Республики Татарстан.

В случаях, указанных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи, Участникам Свободной экономической зоны, выполняющим принятые на себя обязательства по осуществлению инвестиционной и предпринимательской деятельности в Свободной экономической зоне в соответствии с договором и у которых ко дню принятия решения о ликвидации Свободной экономической зоны не истек срок действия договора о реализации инвестиционного проекта на территории Свободной экономической зоны, возмещаются причиненные убытки в соответствии с законодательством.

Статья 19. Разрешение споров, возникающих в связи с применением настоящего Закона

Споры, возникающие в связи с применением настоящего Закона, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Споры по вопросам размера, условий или порядка компенсаций в случае национализации или реквизиции собственности Участников Свободной экономической зоны рассматриваются в соответствии с законодательством, если иной порядок рассмотрения споров не предусмотрен международными договорами Российской Федерации.

Статья 20. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования.

Кабинету Министров Республики Татарстан в двухмесячный срок принять нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом.

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев

г.Казань,
22 апреля 1998 года, N 1569