Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > Рафаиль Хакимов: "Разграничение полномочий не влечет за собой изменения Конституции РФ"
Разграничение полномочий не влечет за собой изменения Конституции РФ
Рабочая группа Госсовета РФ под руководством Минтимера Шаймиева завершила работу над концепцией государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Ее рассмотрение сегодня было отложено до следующего заседания президиума Госсовета. Основные положения концепции в интервью корреспонденту "Страны.Ru" Александру Гудкову прокомментировал советник президента Татарстана по политическим вопросам Рафаиль Хакимов.
- Рафаиль Сибгатович, концепция рабочей группы Шаймиева вызвала волну критики и в Госдуме, и в прессе. Вас обвиняют чуть ли не в попытке превратить Российскую Федерацию в конфедерацию.
- Подобные обвинения - это неграмотные, непрофессиональные заявления людей, которые просто никогда не выезжали, видимо, из своей области. Эти люди привыкли рассматривать федеративные отношения только с одной точки зрения, - насколько они соответствуют советской системе унитарного государства. Я был недавно в Швейцарии, специально изучал швейцарский опыт федерализма, изучал опыт других стран, и я могу заявить, что ни о какой конфедерации в концепции речь не идет, там только первые шаги, подступы к нормальной федерации в европейском смысле. Концепция предусматривает обычный нормальный федерализм, не выходящий за рамки Конституции России. Российская Конституция предусматривает даже гораздо большую децентрализацию, чем классический федерализм, скажем, как в Америке, Швейцарии или Германии.
- В рабочую группу Шаймиева вошла группа главы Дагестана Магомедали Магомедова, который занимался разработкой модельных федеральных законов. Свидетельствует ли это о том, что наряду с созданием концепции разграничения полномочий, в группе ведется работа по созданию соответствующей нормативной базы?
- Да, безусловно, подобная работа ведется. Что касается объединения рабочих групп Шаймиева и Магомедова, то это произошло чуть ли не на втором заседании рабочей группы Шаймиева. Инициатором выступил сам Магомедали Магомедов. Дело в том, что его модельные законы тоже касаются прежде всего предметов совместного ведения, совместных полномочий. В области исключительных полномочий, как центра, так и субъектов федерации ни у кого никаких вопросов не возникает, никакие модели не нужны. Конфликтным полем остаются только совместные полномочия.
- Какие механизмы реализации заложены в концепцию, об изменении каких федеральных законов идет речь?
- Речь прежде всего идет о том, чтобы подробно расписать федеральными законами 72 статью Конституции как наиболее конфликтную. Необходим закон о разграничении полномочий и предметов ведения федерального центра и субъектов федерации, закон о порядке осуществления избирательных прав и многие другие. Все они должны подробнейшим образом регламентировать все, вплоть до количества подписей на документе и места печати. Необходимо четко определить, как должны приниматься законы, каким образом должны участвовать субъекты в законотворчестве, какие права имеют субъекты при принятии федеральных законов и так далее.
- Предлагаете ли вы вносить какие-либо изменения в Конституцию РФ?
- Об изменении Конституции РФ речь не идет. Исходная позиция работы Госсовета заключается в том, что Конституции нерушима. Но 72 статью можно разложить, во-первых, по федеральным законам, во-вторых, через делегирование полномочий. Центр может делегировать свои полномочия субъектам по 78 статье Конституции. Есть масса возможностей уйти с этого конфликтного поля, не нарушая Конституции.
- В каких отношениях находится рабочая группа Шаймиева с группой Лужкова, которая занимается реорганизацией органов госуправления? Известно, что Лужков выступал с критикой вашей концепции.
- Лужковская группа тоже так или иначе связана с разграничением полномочий, поэтому между нами постоянно ведется координация нашей деятельности. В наших группах много общих участников. Например я, работая в группе Шаймиева, являюсь и членом лужковской группы. Что касается критики, то в группе Лужкова действительно среди специалистов преобладают государственники. Дело в том, что западный федерализм, который предусматривает разграничение полномочий и ограничение прав субъектов, в России почему-то часто воспринимается как конфедерация. Еще один момент, по которому с Лужковым нам не удалось найти общий язык - это соглашения о разграничении полномочий. Лужков выступил против договорной практики между центром и субъектами федерации, а это совершенно неприемлемо для нас.
- Почему его позиция неприемлема для вас, ведь вы разрабатываете законодательную базу новых федеративных отношений для всей России?
- Да, это в целом для России, но у Татарстана отношения с федеральным центром строятся на основе договора, учитывающего особенности нашего статуса. Я считаю, что попытка пересмотреть пункты договора сегодня неизбежно приведет к дестабилизации обстановки в Татарстане.
Национальная информационная служба "Cтрана.Ru", 20 февраля 2001 г.