Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > Кто может купить поле?
"Кто может купить поле?"
На этот вопрос более двух лет назад попытались ответить в Татарстане и Самарской губернии, не дожидаясь принятия так и не принятого федерального закона о земле. Что из этого вышло?
Казань: Купцов пока не видно
Едва ли не впервые в истории России в Татарстане без кровопролития и народных волнений произошла смена собственников земли.
Процесс был основан на жесткой законодательной базе, начало которой положили Конституция Татарстана, провозглашающая право частной собственности на землю, и Земельный кодекс. Плюс к этому были приняты около десятка законов, несколько указов президента и более 50 нормативных актов правительства. Итог: уже 40 процентов земли в республике находится в собственности юридических и физических лиц. Около миллиона граждан, то есть практически каждая семья, имеют во владении участок - дачные 5 соток или пахотный надел. Для России это показатель рекордный, особенно если учесть, что в стране в целом права частной собственности на землю до сих пор не существует.
Наш корреспондент беседует с одним из идеологов новых земельных отношений в республике, председателем Госсовета (парламента) Татарстана Фаридом Мухаметшиным.
- Фарид Хайруллович, а что это за земли, на которые распространяется в республике право частной собственности?
- Ситуация такова, что из 6,8 миллиона гектаров площади республики 3,9 миллиона, или 57 процентов земель могут быть вовлечены в рыночный оборот.
Ограничения распространяются только на земли, которые не могут быть ничьими, кроме как государственными, по определению: леса, заповедники и заказники, земли под государственными предприятиями и т.д.
Мы впервые в стране провели инвентаризацию всех земель. Создан Государственный земельный электронный кадастр абсолютно всех участков. То есть мы точно знаем, где, сколько и какой у нас имеется земли.
- Когда говорится "земля", то имеется в виду в первую очередь пашня? Значит, подразумеваются реформы в АПК...
- Совершенно верно. На сегодняшний день 60 процентов, то есть больше половины всех земель сельскохозяйственного назначения, обрели собственников. Главным образом это те, кто трудится на ней или работает в сельской социальной сфере - около 465 тысяч человек. Они владеют 5-10 гектарами каждый. И вольны поступить со своим паем так, как считают нужным. Естественно, в рамках закона.
Да, фактически было ликвидировано абсолютное большинство колхозов и совхозов. Однако все прекрасно представляли, что очень немногие способны в одиночку эффективно вести хозяйство. Поэтому было образовано 600 акционерных обществ, товариществ, коллективных предприятий, около 400 кооперативов, 1600 фермерских хозяйств. Средний размер хозяйства - 75 гектаров.
Такого в истории страны еще не было, чтобы люди добровольно (я подчеркиваю - добровольно) объединили свои паи и совместно вели хозяйство. Естественно, большинство собственников себя таковыми еще не ощущают. Но быстрых результатов никто и не ожидал.
- Был ли в Татарстане хотя бы один случай смены собственника сельской земли?
- Нет, не было. Ведь, как я уже сказал, по закону назначение земли изменять нельзя, вернее, можно, но по специальному постановлению правительства республики. Кто может купить, скажем, поле? На сегодняшний день - никто. У крестьян на это нет денег. У горожан нет желания заниматься сельским хозяйством. Кроме того, круг лиц, имеющих право купить землю сельхозназначения, ограничен законом: это местные органы госуправления, органы местного самоуправления, сельхозпредприятия, другие собственники земельных долей, проживающие на данной территории.
Поэтому, хотя право купли-продажи земли у нас существует, реального рынка пока нет. А вместо рыночной стоимости земли есть предел, установленный государством, дешевле которого нельзя продавать. Какова верхняя ценовая планка - никто не знает. И в течение ближайших нескольких лет ситуация вряд ли изменится.
Кстати говоря, в порядке эксперимента Госкомзем республики как-то попытался провести аукцион по продаже сельскохозяйственных земель. Однако ни одной заявки не получил.
Гораздо важнее, чем купля-продажа, введение механизма залога земли. Для получения займов. Единственным кредитором села пока выступает государство, это ненормально.
В ближайшее время будет узаконен механизм залога и определение стоимости пашни. Это даст мощный толчок развитию села.
- Предположим, куплю я участок и заброшу его до лучших времен...
- Во-первых, замечу, что при заключении сделки вы документально обязуетесь использовать его только по прямому назначению. Если этого не происходит, то вступает в силу закон РТ "Об административной ответственности за нарушений земельного законодательства".
- Чем отличается подход к городским землям от подхода к сельским наделам?
- Если сельскохозяйственные земли - это капитал будущего, то земля в городе - это тот капитал, который мы активно используем уже сегодня.
Как я уже говорил, в республике проведена инвентаризация земли. Территории городов республики поделены на экономические зоны. Земля в центре города стоит дороже, чем на окраине.
В крупных городах республики, прежде всего в Казани, проведено 36 аукционов по продаже земли и передаче ее в аренду для разных целей. За 205 участков в бюджеты городов поступило более 200 миллионов рублей. Средняя стоимость составила 103 тысячи рублей за сотку, в Казани, естественно, эта цифра выше.
Отдельный вопрос - земля под приватизированными предприятиями. Именно они, по логике, должны быть ее собственником, но для выкупа нет денег. Поэтому Земельным кодексом республики предусмотрено, что она передается в собственность предприятий в качестве вклада государства в их уставный капитал.
- Как вы считаете, на каких принципах должны строиться новые земельные отношения в России?
- Наша позиция известна: земельное законодательство страны должно быть рамочным, определяющим основные принципы земельных отношений в России, а механизмы реализации этих принципов должны определяться в регионах. Ведь что ни субъект федерации, то своя специфика.
Если говорить о реформе в Татарстане, то, я думаю, у руководства России хватит мудрости ее не тормозить, не подходить формально к решению проблемы приведения нашего законодательства в соответствие с федеральным. Логичнее поступить наоборот - взять наше законодательство за основу и создать прогрессивное федеральное земельное законодательство.
Дмитрий Михайлин, "Российская газета", 23 января 2001 г.