Бюджет - это экономика или политика?
Проект федерального бюджета на 2001 год требует существенной доработки - к такому выводу пришли участники совещания руководителей регионов-доноров, которое провел 12 сентября Комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.
Республику Татарстан на нем представляли Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, руководитель депутатской комиссии по бюджетно-финансовым вопросам Илсур Сафиуллин и заместитель министра финансов Алексей Шишкин.
Выступая в ходе обсуждения проекта федерального бюджета на будущий год, Фарид Мухаметшин подчеркнул, что его доходную часть следует формировать с учетом заинтересованности регионов в экономическом росте, при этом достигнутый уровень жизни населения не должен ухудшаться.
Предлагаемый проект нуждается в уточнении не только его главных параметров, но и основных характеристик межбюджетных отношений в Российской Федерации. Правительство РФ должно отказаться от концентрации основной части налоговых доходов в федеральном бюджете и строго следовать требованиям Бюджетного кодекса, устанавливающего долю регионов на уровне не менее половины от суммы консолидированного бюджета России - это мнение разделили все участники совещания в Совете Федерации.
По инициативе Ф.Мухаметшина разговор о проекте федерального бюджета продолжился на следующий день в Государственном Совете РТ. И.Сафиуллин познакомил депутатов постоянно действующего парламента и руководителей подразделений Аппарата Госсовета с основными положениями второй части Налогового кодекса Российской Федерации и изменениями в межбюджетных отношениях, которые возникнут с января 2001 года. Как сообщил председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, Центр будет полностью забирать из регионов акцизы и НДС - самые значительные и легко собираемые налоговые поступления, да и местные налоги будут попадать в республиканский бюджет только через федеральное казначейство. В федеральную казну будет уходить и единый социальный налог, объединивший платежи в три фонда - пенсионный, занятости и обязательного медицинского страхования. При этом Москва обязуется финансировать лишь некоторые социальные пособия, в том числе для ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, детские пособия. В целом федеральная часть налоговых поступлений будет составлять 70 процентов, а региональная - только 30.
Потери республиканского бюджета в результате налоговых нововведений будут существенными. Всего, по подсчетам Министерства финансов, в случае отказа Центра исполнять межбюджетное соглашение с РТ республиканский бюджет может не досчитаться 17 млрд. рублей. Народные депутаты высказали озабоченность подобным развитием событий. Дело не только в том, что уменьшение республиканского бюджета отразится практически на каждой семье. Исчезает инструмент положительного воздействия на экономику. Если бы не налоговые льготы в части республиканского бюджета, вряд ли бы удалось спасти КамАЗ, поднять с колен зеленодольский завод "ПОЗИС" и другие предприятия. Под вопросом может оказаться выполнение в Татарстане государственных программ, и не только республиканских, но и федеральных. По мнению Ф.Мухаметшина, если сегодня в России 19 регионов-доноров, то в будущем году все могут стать дотационными, поскольку в бюджете нет стимулов для саморазвития субъектов Федерации.
М.Галеев назвал предложенный проект федерального бюджета-2001 бюджетом коллективизации, так как он сверстан по принципу "все собрать и поделить". При этом нет никаких гарантий, что распределение будет справедливым и руководителям республики не придется ходить по московским чиновникам с протянутой рукой, чтобы вернуть жителям республики ими же заработанные деньги.
Депутаты высказали опасение, что в случае принятия такого бюджета начнут уходить из Татарстана инвесторы, можно будет забыть о свободной зоне "Алабуга" и других экономических проектах.
По словам Ф.Мухаметшина, региональные лидеры на совещании в Совете Федерации говорили о том, что бюджет-2001 противоречит Бюджетному кодексу и федеральной Конституции, по сути превращает Россию в унитарное государство.
Депутаты попытались смоделировать, будут ли выполнены главные задачи, поставленные российским Правительством в связи с изменениями налоговой системы, и не нашли доводов, убеждающих в том, что товаропроизводителям станет легче, что уменьшиться объем "теневой" экономики. Потерь в целом будет больше, чем приобретений. Причем не только в Татарстане, но и во всех других регионах. А значит, в целом в России.
По мнению С.Осколка, разговор о федеральном бюджете нового года выходит за рамки экономики, отражая политические пристрастия федерального центра. Все это не может не вызвать опасений за судьбу Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан.
Встречи по обсуждению бюджета 2001 года в Государственном Совете будут продолжены. На очереди - проект бюджета Республики Татарстан, которого не могут не коснуться изменения налоговой системы. Скорее всего, он поступит в парламент в октябре.
Ильшат РАКИПОВ, 13 сентября 2000 года.
Пресс-центр Государственного Совета Республики Татарстан
Руководитель Пресс-центра: Агеева Любовь Владимировна,
тел.: (8432) 36-81-94, 64-13-83
факс: (8432) 36-81-14
e-mail : ageeva@gossov.tatarstan.ru, ageeva@gossov.kcn.ru
Пресс-центр Государственного Совета Республики Татарстан
Руководитель Пресс-центра: Агеева Любовь Владимировна,
тел.: (8432) 36-81-94, 64-13-83
факс: (8432) 36-81-14
e-mail : ageeva@gossov.tatarstan.ru, ageeva@gossov.kcn.ru