Уроки татарстанской модели

Любые конституционные изменения в регионах могут быть осуществлены только при одновременном пересмотре положений действующей федеральной Конституции.

То, что сегодня востребован лидер-реформатор, ни у кого не вызывает сомнения. Очевидным для многих является тот факт, что великим собирателем государства российского может стать лишь тот государственный деятель, кто верит, что многонациональная Россия произрастать будет регионами. Перед российской общественностью уже проявляются черты и.о. президента Владимира Путина -последовательного государственника и неявного федералиста. Последнее вытекает из несколько опрометчивого заявления о "диктатуре закона". Это является настораживающим сигналом в условиях переходного периода, характеризующегося противостоянием различных ветвей и уровней государственной власти.

Французский путешественник и литератор Астольф де Кюстин, посетивший в 1839 году Россию по приглашению Николая I, писал: "Русский государственный строй -это строгая военная дисциплина вместо гражданского управления, это перманентное военное положение, ставшее нормальным состоянием государства". Порядок в России всегда рассматривался как нормальное состояние. Конечно, российский народ, уставший от войны в Чечне, коррупции, преступности и непоследовательности реформ, ожидает прихода сильной власти и порядка. Но какие дополнительные условия необходимы, чтобы российский избиратель проголосовал за Путина - устойчивого и волевого лидера, выступающего прямолинейно и жестко за единство и целостность российского государства? Многое в политической позиции кандидата в президенты ? 1 настораживает не только серьезных и вдумчивых политиков, но и рядовых избирателей. Не случаен вопрос Юрия Лужкова, прозвучавший в ходе собрания блока "Отечество": "Что будет делать Путин - президент? Куда он поведет Россию?"

Хотелось бы верить, что не случайными были слова и.о. президента РФ о том, что: "Сильная государственная власть в России - это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство". Возможность комплексного правового регулирования федеративных отношений с опорой на конституции субъектов и договоры непосредственно вытекает из статей 11, 66 Конституции РФ. Однако в последнее время со стороны федерального центра все чаще слышится критика в адрес регионов по наиболее принципиальным вопросам федеративных отношений. Предметом особой критики является договор Российской Федерации и Республики Татарстан, подписанный во времена политической смуты 1993 - 94 годов. Договор является бессрочным и сопровождается рядом соглашений о разграничении предметов ведение и полномочий между органами госвласти Федерации и ее субъекта. Прошедшие шесть лет подтвердили жизнеспособность как данного договора, так и остальных 49 договоров, подписанных субъектами РФ с Федерацией за последние годы. Но сегодня мы являемся свидетелями попыток своего рода ревизии сложившейся договорной практики. После шести лет серьезной, глубокой и достаточно продуктивной работы над исполнением двустороннего договора между органами власти РФ и Татарстана начинают звучать упреки в том, что Татарстан якобы злоупотребляет договорными отношениями с центром, получая льготы в ущерб остальным субъектам Федерации.

Сторонники договорного процесса уверены в том, что договоры не противоречат Конституции РФ. Они позволяют восполнить недостатки Конституции и в конечном итоге укрепляют, а не разрушают Россию. Достаточно вспомнить слова Егора Строева: "Я решительно выступал и буду выступать за федеративное устройство России".

Противники договорной практики утверждают, что договоры и соглашения заключались зачастую без ведома других субъектов Федерации и якобы без контроля законодательной власти.

Нельзя не согласиться и с тем, что законы, принимаемые на уровне Федерации, и законы, принимаемые в ее субъектах, по меньшей мере, не должны противоречить друг другу. Но все существующие несоответствия, в том числе и конституционные, необходимо относить к издержкам переходного периода, который не может быть коротким. В двусторонних договорах решаются не только вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, но и восполняются конституционные пробелы. Содержимое договоров выходит за рамки федеральной Конституции, но вместе с тем нужно признать, что сами эти рамки зачастую весьма неопределенны. Выход из сложившегося лабиринта противоречий заключается в постепенном "вплетении" договоров в законодательную ткань Федерации, а не в отказе от договорной практики как таковой.

Договор России и Татарстана как бы перебрасывает мост между двумя конституциями, объединяет их в единое целое. Не случайно в договоре, подписанном через два месяца после принятия Конституции РФ, не поднимается вопрос о приведении Конституции РТ в соответствие с российской. Это очень важный момент. Он как бы подчеркивает, что в несовпадении конституций стороны не усматривают препятствий, а учитывают особенности Татарстана, специфику его статуса и конституционно-правового развития в переходный период. Договор закрепляет, что Татарстан участвует в международных и внешнеэкономических связях, устанавливает отношения с иностранными государствами, участвует в деятельности международных организаций. Это не противоречит принятому федеральному закону "О координации внешнеэкономических и международных связей субъектов РФ".

В июне 1996 года указом президента РФ была утверждена концепция государственной национальной политики РФ. К сожалению, от нынешней федеральной власти пока не слышно деклараций о готовности осуществлять и развивать эту концепцию. Концепция же предполагает разнообразие политических действий, методов проведения в жизнь национальной политики, вытекающих из социально-экономических, этнических, демографических особенностей регионов.

Коллизионный характер конституций и многих федеральных и региональных законов -сегодняшняя реальность России. В условиях Федерации конституции и законодательство субъектов Федерации не могут быть изменены по приказу "сверху" или через введение санкций немедленно и в одностороннем порядке. Любые конституционные изменения в регионах могут быть осуществлены только при одновременном пересмотре положений действующей федеральной Конституции. Процесс формирования и укрепления российской федеративной государственности сможет успешно развиваться при условии, что будет выработан единый подход федеральной власти и органов власти субъектов РФ к сложнейшим проблемам обеспечения государственной целостности России. "Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народ России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования", - так утверждается в концепции государственной национальной политики РФ. Именно этому учит шестилетний опыт реализации договора России и Татарстана.

Михаил Столяров, первый заместитель Полномочного представителя Республики Татарстан в Российской Федерации, доктор политологии.
16 февраля, газета "Сегодня".