Государство > Взаимоотношения с федеральным центром
Взаимоотношения с федеральным центром

Основополагающими документами, определяющими взаимоотношения Российской Федерации и Республики Татарстан, являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан и Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан от 26 июня 2007 года.

Договор стал своего рода «преемником» Договора 1994 года и закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана в качестве основы государственности республики, в Договоре предусмотрено требование знания двух государственных языков для кандидата, претендующего на замещение должности Президента Татарстана, подтверждается уровень международных связей республики, необходимость работы с соотечественниками.

Историческая справка

С начала перестройки Татарстан претендовал на статус союзной республики, стал одним из лидеров национальных движений в России. Вскоре после принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой предусматривалось право народов «на самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах», Верховный Совет ТАССР 30 августа 1990 г. принял декларацию «О государственном суверенитете ТАССР». В этом документе, в частности, сказано, что «Верховный Совет ТАССР, отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа… провозглашает государственный суверенитет Татарии и преобразует ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику - Республику Татарстан».

В результате августовского путча в 1991 г. и последовавшего затем распада СССР политическая ситуация изменилась, надежды на подписание Союзного Договора не оправдались. В России начались серьезные экономические и социальные преобразования, формировались новые общественные отношения. Но в то же время страна продолжала жить по советской, социалистической Конституции. В этих условиях Республика Татарстан принимала законодательные акты в опережающем режиме.

В сложнейших политических условиях 21 марта 1992 г. в Татарстане был проведен референдум по вопросу о его статусе уже в рамках отношений с Россией, на котором почти 62% голосовавших подали свои голоса за укрепление статуса республики. Татарстан, как известно, не подписал Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., поскольку статус республики не был учтен в этом документе.

Итоги мартовского референдума, наряду с Декларацией о государственном суверенитете легли в основу разработки Конституции Татарстана, принятой 6 ноября 1992 г., где появилось ключевое положение о государственно-административном статусе РТ - как суверенном государстве, ассоциированном с РФ на основе договора. Но до заключения соответствующего договора прошло еще два года переговоров, противостояния и поиска компромиссных решений.

После принятия Конституции Татарстана началась стабилизация политической обстановки. Республика утверждала свой статус, искала пути перехода к рыночной экономике, создавала демократические институты. Конституция республики заложила прочную правовую базу межэтнического и межконфессионального согласия.

Далеко не всеми политическими кругами России новый статус Татарстана воспринимался адекватно, поэтому было необходимо признание его со стороны федерального центра. В 1993 году в ходе Конституционного Совещания делегация республики внесла предложения в проект Конституции РФ, касающиеся закрепления статуса Татарстана. Однако, предложения даже не рассматривались и делегация Татарстана была вынуждена покинуть этот форум. Тем не менее, конституционная комиссия внесла поправки в проект Конституции России, в частности, в статье 11 появился пункт 3, позволяющий строить отношения субъекта с центром на основе конституций и договора, что было принципиально важно для Татарстана. Тем самым открылся легитимный путь для подписания двустороннего Договора.

Новая Конституция России, принимавшаяся всероссийским референдумом в декабре 1993 г., не нашла поддержки у избирателей республики, тогда же в Татарстане не состоялись выборы в Государственную Думу РФ 1-го созыва. Руководство Татарстана также заявило, что не поддерживает Конституцию, в которой не признается суверенитет республики.

«Увеличить»
После длительных переговоров с федеральным центром 15 февраля 1994 г. был подписан двусторонний договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Поскольку Основной закон Российской Федерации на территории Республики Татарстан не получил одобрения в результате референдума то, именно Договор стал формой легитимизации Конституции России в Татарстане. Из этого вытекает его особая роль в отношениях с федеральным центром.

Договор снял противоречия между двумя конституциями и тем самым внес ясность в политические отношения республики с центром. Он, безусловно, стал определенным компромиссом, но главное устраивал обе стороны. Договор стал реальным шагом к подлинной федерализации страны.

Договор имел огромные последствия для внутренней политики республики. Благодаря Договору, удалось найти форму согласия и снять политическую напряженность в республике. Центризм, заложенный в этом документе, позволил избежать крайностей, сохранить стабильность и сформировать гражданское общество.

«Договор воплотил в себя вековые чаяния татарского народа, мечту о возрождении своей государственности, языка, культуры, национального достоинства. Вместе с тем, в нем учтены интересы русских и других народов, проживающих в республике» (из Послания Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева Государственному Совету, 11 марта 1999 года).

Впоследствии субъектами Российской Федерации было подписано более 40 двусторонних договоров с федеральным центром.

В связи с выстраиванием вертикали власти в России многие прежние договоренности начали пересматриваться, тенденция к унитаризации России стала ярко выраженной как в законодательной, финансовой, так и в других сферах. Под давлением федерального центра некоторые регионы и республики в России стали отказываться от договорной практики.

«В этих условиях многие татары выражают обеспокоенность существующим статусом Татарстана. Они спрашивают: сумеет ли республика сохранить прежние завоевания или вновь, как в 20-е годы, Татарстан превратится в бесправную автономию?

Я не сомневаюсь, что тенденция к унитаризму - это временное явление. Этот период надо пережить. У России нет будущего вне федерализма. ... В том, что Татарстан был, есть и будет республикой, ни у кого не должно быть сомнений. Я уверен в этом, моя позиция тверда и обоснованна». (Приветствие Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева участникам III Всемирного конгресса татар 29 августа 2002 года).

В апреле 2002 года была принята новая редакция Конституции Татарстана. Приводя Конституцию и законы Татарстана в соответствие с федеральными, Государственный совет республики ориентировался на двусторонний Договор 1994 года.

Руководство Татарстана отмечало и раньше, что Конституция республики будет корректироваться, поскольку для этого есть объективные причины. Отдельные положения Конституции Татарстана 1992 года явно устарели, требовали внесения поправок, некоторые полномочия республики, записанные в Конституции, были делегированы федеральному центру на основе Договора.

В то же время есть базовые статьи, определяющие статус республики, которые должны сохраниться с учетом политических реалий. В новой редакции Конституции Республика Татарстан определяется как полноправный субъект Федерации, объединенный с Россией на основе Конституций РФ и РТ, а также Договора о разграничении и взаимном делегировании полномочий. Это соответствует фактическому положению дел. Вместе с тем в Основном законе республики закреплен суверенный статус Татарстана, что означает всю полноту государственной власти в рамках своей компетенции.

В предыдущей Конституции было записано, что Татарстан - субъект международного права, что вызывало протесты со стороны федерального центра. В Договоре эта статья изложена в пределах, в которых республика участвует в международных делах. Международная деятельность, осуществляемая Татарстаном, исходит, прежде всего, из экономических и культурных интересов. За эти годы республикой были подписаны десятки международных соглашений, установлены рабочие контакты с международными организациями, отработана практика деятельности зарубежных представительств. С МИДом РФ у Татарстана сформировались деловые и уважительные отношения. Федеральный центр признал право Татарстана на международную деятельность, поскольку она не противоречит внешнеполитической стратегии государства и осуществляется в рамках своей компетенции, направлена в первую очередь на защиту экономических интересов республики. Жизнь показала, что Татарстану вполне достаточно тех полномочий в сфере внешней деятельности, которые он имеет по Договору, что и закреплено в новой редакции Конституции.

В последние годы предпринимались действия, направленные на нивелирование национальных особенностей республики, снижение статуса Татарстана. Это проявлялось в требованиях пересмотра некоторых положений новой редакции Конституции Татарстана, дроблении татарского народа на части по религиозным и географическим признакам в процессе переписи населения Российской Федерации в октябре 2002 г. В конце 2002 г. в субъектам РФ было законодательно запрещено самостоятельно использовать в своих государственных языках алфавиты, отличные от кириллицы. Негативные последствия этого решения признаются многими независимыми обозревателями (подробнее см. Латиница: за и против).

На каждом этапе политическое руководство Татарстана старалось прийти к согласию с федеральным центром, но при этом всегда исходило из интересов многонационального народа республики и необходимости сохранять стабильность в республике.

Отмечая вклад Татарстана в дело построения федерализма в России. М.Ш.Шаймиев сказал: «Весьма противоречиво переходит страна на принципы демократии и подлинного федерализма. Понадобится еще не один год, чтобы Россия окончательно избавилась от унитаристского наследия. Наша Конституция внесла свой посильный вклад в процесс разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами, наполнила реальным содержанием права республики, предоставленные Конституцией РФ. … Десятилетний путь по укреплению конституционных основ республики, созданию правового общества и развитию федерализма мы прошли достойно. За это время неизмеримо вырос авторитет республики и ее народа, нам есть чем гордиться, и у нас есть ясные перспективы» (Десять лет Конституции Татарстана Обращение Президента М.Ш.Шаймиева).

«... Мы всегда отстаивали федерализм и не можем отказаться от него. Это принципиальная позиция, которая исходит из опыта многонациональных, многоконфессиональных стран мира, где федеративные отношения гармонично объединяют различные интересы. Даже такие мононациональные государства, как США или Германия, развивают федерализм, показавший за столетия существования свою эффективность. Не существует доводов для отказа от федерализма в России, в то же время есть немало причин для его укрепления. Россия – огромная страна, находящаяся в одиннадцати часовых поясах, для нее характерно исключительное климатическое, географическое, экономическое, этническое, религиозное разнообразие. В такой стране каждому субъекту следует учитывать свои особенности в местном законодательстве. Это не ослабляет, а укрепляет страну.

Федерализм в России – это территориальный каркас демократии. Отстаивая федеративные принципы, мы одновременно выступаем за сохранение демократии, которая и сегодня нуждается в защите. Татарстан как наиболее последовательный сторонник федерализма несет груз ответственности за сохранение демократических принципов в российском обществе. К сожалению, нам порой приходиться отстаивать эти позиции чуть ли не в одиночку. С этой точки зрения сохранение статуса Татарстана во многом связывается с пониманием необходимости, а также неизбежности федерализма в России.»(из Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету «О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году» ).

В связи с изменением порядка избрания глав субъектов РФ на повестку дня встал вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, обсуждение которого вызвало бурные дебаты в республиканском парламенте. Принимавший участие в заседании Госсовета РТ Президент Минтимер Шаймиев отметил: «Федеральный закон принят. Тем не менее, у нас остается много вопросов, но ответа нет». Он напомнил, что Татарстан в свое время в категорической форме выступил против права роспуска законодательного органа. «Я, кроме того, предлагал, идти на референдум в случае отклонения дважды парламентом кандидатуры главы региона. Путь конфронтации – тупиковый в данной политической ситуации», - сказал Президент.

В итоге было принято решение приостановить некоторые положения Конституции Татарстана в части положений о подготовке и проведении выборов Президента РТ. В основной закон были внесены изменения и дополнения, вытекающие из действующего федерального законодательства.

28 октября 2005 года на сессии Государственного Совета РТ абсолютным большинством голосов был одобрен внесенный Президентом РТ проект Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

26 июня 2007 года подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Новости по теме
Публикации по теме
Все материалы рубрики «Взаимодействие с федеральными органами власти»