Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > Минтимер Шаймиев: "Из слабых регионов сильной России не построишь"
Из слабых регионов сильной России не построишь

Минтимер Шаймиев: "Мы понимаем, что говорить о полной независимости, по крайней мере, недальновидно. Но и жить так, как жили раньше, нельзя."

 
 
- Минтимер Шарипович, 15 февраля исполняется 6 лет со дня подписания Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти России и Татарстана. Что значили эти 6 лет для Татарстана? Что они значили для России?

- Действительно, 15 февраля для нас - не просто дата. Это повод в очередной раз осмыслить тот путь, который мы прошли к реформированию России как федерации, повод подумать: а был ли у нас тогда, в 1994 году, другой путь? Да, мы часто слышим упреки в свой адрес, наблюдаем попытки ревизовать Договор между органами власти России и Татарстана. Но год от года мы все больше утверждаемся в мысли, что это был единственный путь к достижению согласия, к закладке первых камней в основание нового, действительно федеративного, государства Российская Федерация.

Иногда полезно возвращаться в новейшую историю. Полезно подумать: что могло бы произойти, если бы тогда, в начале 90-х, мы - первый Президент России Борис Николаевич Ельцин, руководство Татарстана, а затем Башкортостана и ряда других республик - не нашли согласия, не пришли к выводу, что надо решать все вопросы через договорные отношения. Ведь по сути в стране происходила революция. А революционные процессы начинаются тогда, когда противоречия в обществе доходят до критической точки. И эти противоречия надо во что бы то ни стало разрешать. В этих условиях говорить о соблюдении действующей Конституции страны, других устаревших законов по крайней мере было неуместно. Ведь логичный итог любого революционного процесса - создать это все заново, утвердить принципиально новые "правила игры".

С другой стороны, условия гласности позволили людям уже в то время говорить о независимости Республики Татарстан. Я имею в виду прежде всего татарский народ, который вспомнил, а вернее, никогда и не забывал, что испокон веков имел свою государственность, свои исконные земли, и который заявил о своих правах. И при этом никто также не забывал, что уже несколько веков татары живут вместе с русскими, которые составляют практически половину населения нашей республики, и что сложилась определенная культура взаимоотношений между народами и никто не хочет осложнять эти отношения. И надо было находить способы решения проблемы, одновременно удовлетворяя национальные интересы татарского народа и не допуская даже возможности конфронтации с русским и другими народами, проживающими в республике. А это могло случиться в один миг! Ведь когда татарское население заговорило о независимости, русские, мягко говоря, не аплодировали. И это естественно! Людей нельзя обвинять в том, что они беспокоятся о своем будущем.

Первым заявлением о наших правах стала Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан, которой, кстати, 30 августа этого года исполняется 10 лет. Когда в Татарстан приехал Борис Николаевич Ельцин, председатель Верховного Совета РСФСР, везде - не только в городах, но и в самых отдаленных селах - он услышал требование суверенитета для республики. Многие критикуют его за брошенную тогда фразу: "Берите суверенитета столько, сколько проглотите!" Но надо было быть тогда рядом с ним, чтобы понять, что он не мог сказать ничего другого! Человек, который повел страну по пути реформ, просто не имел права не сказать подобной фразы!

Я хочу, чтобы поняли одну простую вещь: мы тогда были между двух огней. С одной стороны, требования полной независимости Татарстана от России. С другой - абсолютное нежелание, прежде всего федеральных чиновников, что-либо менять. Мы понимали, что говорить о полной независимости по крайней мере недальновидно. Но и жить так, как жили раньше, нельзя было.

И вот мы сели с Борисом Николаевичем и задали друг другу один и тот же вопрос: что будем делать? У нас нет конституции, у вас - конституция, которая давно вошла в противоречие с реальностью и которую никто не соблюдает. То есть начинать надо с чистого листа, надо договариваться. Решили начать с Договора. Над ним работали три года. И я глубоко убежден, что Договор между Россией и Татарстаном сыграл огромную роль. В тот момент он сделал главное: дал поднявшимся народам России ответ на вопрос, как они будут жить дальше. Он показал один из способов создания подлинно федеративного государства.

И сразу все начало успокаиваться. Снялось напряжение между людьми, начали исчезать взаимные подозрения. Более того, суверенитет Татарстана, реальный, направленный на благо людей суверенитет, при сохранении целостности России стал национальной идеей для всех народов, проживающих в республике. Ее восприняло абсолютное большинство населения. Этот Договор шел от жизни. В отличие, например, от Федеративного договора. После того как мы его отказались подписывать, сколько было камней брошено в адрес Татарстана! Сепаратисты, разваливаете Россию! Ну и где сейчас этот Федеративный договор? Он не мог быть жизненным по одной простой причине: он спущен сверху, он не соблюдал принципы равноправия и добровольности как исходной точки построения демократической федерации. А по этому поводу есть хорошая русская поговорка: насильно мил не будешь. Мы же, обсудив все спорные вопросы, подписав Договор, заявили: мы добровольно входим в состав Российской Федерации. Наш Договор оказался гораздо более жизненным. И поэтому мы до сих пор по нему живем. Поэтому после Татарстана договоры с федеральным центром подписали многие субъекты Федерации. И не случайно новый губернатор Московской области Борис Громов на первой после избрания встрече с и.о. Президента Владимиром Путиным завел речь о договоре между Московской областью и федеральным центром.

- Сейчас все в России говорят о сильной власти. И - видимо, это особенности нашего сознания - все переводят разговор в плоскость ограничения прав, в том числе прав субъектов Федерации. Естественно, в первую очередь говорят о Татарстане, который, по всеобщему убеждению, имеет огромные права по сравнению с другими регионами. А что такое сильная власть в России, по-вашему?

- Сильная власть России нужна. Ее необходимость может отрицать только глупец. Больше того, вам скажу: в Татарстане, например, уже есть сильная власть и не один год. По крайней мере, мне так кажется.

Сила власти выражается не в том, чтобы ограничивать кого-то в правах, а, может быть, как раз наоборот - в том, чтобы расширять эти права. Откровенно говоря, федеральные власти просто захламлены сейчас вопросами, которые вовсе не они должны решать. У федеральных властей есть стратегические задачи, они должны отстаивать интересы России на глобальном уровне. Но по той простой причине, что часто местная власть из-за некомпетентности и слабости не справляется со своими прямыми обязанностями, чиновники федерального масштаба занимаются тем, чем они заниматься не должны. И если кому-то кажется, что сильная власть - это когда все решается в Москве, то они глубоко заблуждаются. Это и есть самый верный путь к ослаблению России. Потому что из слабых регионов сильной России не построишь. Если Татарстан станет вдруг сейчас беднее, то Россия станет от этого богаче? Не богатых надо делать бедными, а бедных - богатыми. Уж этому-то нас должен был научить опыт 1917 года...

- Если говорить о реальных преимуществах Татарстана перед другими субъектами Федерации, то речь прежде всего надо, конечно, вести о налогах. Татарстан платит в бюджет России, казалось бы, несколько меньше, чем другие республики, края и области. Чем можно объяснить такую привилегию?

- Давайте опять вернемся в историю. Давайте вспомним, что до оформления наших отношений с федеральным центром в собственности республики было что-то около 2 процентов того, что находится на нашей территории. И, конечно, говорить о реальном суверенитете без обладания собственностью было нельзя. Поэтому все, что находится на территории Татарстана, было объявлено собственностью народа республики, кроме тех субъектов экономики, которые имеют стратегическое значение для России, - предприятий оборонного комплекса, крупных учебных заведений, железной дороги и других.

Это с одной стороны. С другой - в те годы мы наблюдали беспрецедентный уровень снижения добычи нефти в республике. А из недр Татарстана, напомню, при том, что республика на карте страны занимает сравнительно небольшую территорию, со времен конца Великой Отечественной войны выкачано более 2,5 миллиарда тонн нефти. На этой нефти долгие годы держалась вся экономика Советского Союза. При этом никто и никогда не задумывался о том, чтобы компенсировать огромные социальные и экологические потери, которые несет население республики. Достаточно сказать, что до недавних пор в нефтедобывающих регионах Татарстана не было элементарной питьевой воды. Нефтяные края можно было назвать пригодными для жизни лишь условно.

Поэтому мы поставили перед федеральными властями вопрос: нужны очень серьезные инвестиции для того, чтобы остановить падение добычи нефти и начать решение социальных проблем в нефтедобывающих регионах, а это почти половина республики. Думаю, со справедливостью такой постановки вопроса не будет спорить никто. И Борис Николаевич Ельцин с этим согласился. Но возникла другая проблема: в федеральном бюджете нет средств. Хотя задачи эти федерального уровня. Тогда мы сказали: хорошо, дайте нам определенные налоговые льготы. Мы попробуем остановить общее падение добычи нефти, будем сами зарабатывать, и то, что заработаем, будем вкладывать в решение обозначенных выше проблем. Конечно, это был серьезный риск. Ведь деньги сначала надо было заработать! Откровенно скажу, мы не с большой радостью шли тогда на это. Тем не менее иного пути не было. Борис Ельцин предложил: давайте выйдем на особые межбюджетные отношения. На решение своих проблем зарабатывайте сами. Так возник пакет соглашений между федеральным Правительством и Татарстаном, являющихся приложениями к Договору (межбюджетное соглашение, соглашение о собственности и так далее). Результат известен: уровень добычи нефти стабилизировался, социально-экологические проблемы в нефтяных регионах республики стали решаться лучше.

Вот так все это происходило. Не просто так "хитрые татары", как любят выражаться, получили привилегии. Просто так ничего не бывает в больших государственных делах.

И при этом - я это особо хочу подчеркнуть для тех, кто по незнанию или каким-то другим причинам утверждает, что Татарстан, мол, берет из федерального бюджета деньги, а сам туда ничего не платит, - наша республика остается регионом-донором. Даже при условиях, когда на территории Татарстана не осуществляется никаких федеральных программ за счет федеральных средств, не получая ни копейки трансфертов, мы ежегодно платим в федеральный бюджет более 3 миллиардов рублей. И при этом осуществляем за свой счет программы российского масштаба: строительство моста через Каму на трассе федерального значения Москва - Челябинск, реконструкцию международного аэропорта "Казань" и многие другие. Если у кого-то повернется язык назвать все это привилегиями... На самом деле это огромная ответственность, которую мы взяли за свою республику, за свой народ, сняв ее тем самым с федеральных властей. Когда заводятся подобные разговоры, почему-то никто не задается вопросом, а как вообще работает тот или иной регион. Какая там команда в управлении, их умение достичь результатов и т.д. К сожалению, на федеральном уровне нет какого-либо критерия оценки эффективности работы регионов.

- Одна из наших бесед в "Российской газете" несколько лет назад вышла под заголовком: "Время опережает законы". Речь в ней шла о том, что пока нет общих "правил игры" для всех регионов, выход в том, чтобы федеральный центр определял отношения с субъектами Федерации отдельно, в том, чтобы Федерация строилась асимметрично. И на основе этого опыта должна быть создана концепция реформирования государственного устройства России как Федерации. Татарстан предлагал себя в качестве испытательного полигона. Но вот прошло много лет. Опыт есть. А видения, какой должна быть Россия в смысле отношений центра с регионами, нет. С чем это связано?

- Те политики, которые говорят о том, что асимметричность Федерации ведет к ее развалу, плохо читают Конституцию России. Там заложена асимметричность. Там обозначено, что республики в составе России являются государствами. А области и края как государства так не обозначены. Сама история этих народов к этому обязывает. Да и какой смысл делать их на одно лицо? А может, это и есть одно из главных богатств России - то, что мы все разные?

Идет сложный процесс становления государства. И мы логично подойдем к тому, чтобы привести конституции республик, уставы краев и областей в соответствие с федеральной Конституцией. Но это должно произойти не в одностороннем порядке, а путем сложных согласительных процедур. Что-то должно поменяться в региональных конституциях, что-то - в Конституции Российской Федерации. В одностороннем порядке это произойти не может - такую Конституцию просто никто не сможет соблюдать и при желании. Тем более что никто не отрицает, что Конституцию РФ, принятую в непростых условиях, надо совершенствовать. И получить в конце концов Конституцию, что называется, на века, Конституцию, являющуюся гарантией демократического развития федеративной России. Других путей у нас просто нет.

Российская газета N31, 12 февраля 2000 г.
Беседовал Дмитрий МИХАЙЛИН, соб. корр. Казань.