Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > Переговоры с Кириенко
Переговоры с Кириенко
27 сентября в Нижнем Новгороде состоялось первое заседание согласительной комиссии, деятельность которой направлена на согласование федерального и татарстанского законодательства. Со стороны Татарстана в заседании участвовали пять человек, в том числе два депутата Госсовета РТ - Рашит Вагизов и Марат Галеев. Марат Галеев, член президиума Госсовета РТ и один из наиболее компетентных экономистов республики, убежденный демократ-западник, один из тех, на кого всегда опирался Шаймиев в отстаивании политики самостоятельности Татарстана, согласился дать интервью по возвращении в Казань.
- Марат Гадыевич, кто с российской стороны принимал участие в работе первого заседания согласительной комиссии России и Татарстана?
- Возглавляет комиссию с российской стороны Сергей Кириенко. В комиссию входят заместители Кириенко. Также на первом заседании присутствовал Крашенинников, как председатель комитета Госдумы по законодательству, эксперты администрации президента России. С нашей стороны были представители правового управления аппарата президента РТ и управления Министерства юстиции РТ. На первой встрече вырабатывалось положение о порядке работы согласительной комиссии. Здесь у нас выявились определенные разногласия. В проекте, подготовленном федеральной стороной, было записано, что задача согласительной комиссии состоит в том, чтобы привести в соответствие законодательство Татарстана Конституции России. Наша позиция отличалась тем, что мы предлагали им дополнить этот пункт, также задача комиссии - приведение в соответствие законодательств России и Татарстана договорным отношениям.
Договорные отношения для Татарстана являются более широким правовым полем, чем конституционные. Это принципиальное разногласие, решили члены комиссии, оно должно быть рассмотрено двумя президентами. Был подписан протокол разногласий.
Я считаю, наша точка зрения справедлива. Полномочия политического руководства Татарстана регламентированы Конституцией РТ, референдумом, рамками Договора с Россией о разграничении полномочий. Ни депутаты Госсовета РТ, никто в Татарстане не вправе перешагнуть через это. Мы все связаны референдумом. В связи с этим я хотел бы заметить, что отменяет Конституционный суд России в своем определении по Татарстану? Волю народа республики, выраженную на референдуме? Отвергая суверенитет Татарстана, Конституционный суд отвергает волю народа, высказанную на референдуме. Для меня ясна абсурдность определения Конституционного суда, так как волю народа, выраженную на референдуме, ни один акт, написанный на бумаге, отменить не может.
Наша позиция была достаточно прочной. Мы обязаны регламентировать российскую Конституцию более широко рамками Договора о разграничении полномочии между РТ и РФ.
Я должен отметить весьма положительный факт - члены комиссии с российской стороны, эксперты, они хотят договориться. Они понимают нашу позицию. Более того, они примерно подобное поведение с нашей стороны и ожидали. Потому что у нас мандат дан народом республики только на такое ведение переговоров, мы по-другому просто не можем, это не зависит от нашего желания.
Все мы помним, в какой непростой ситуации оказались Татарстан и Россия в первой половине 90-х годов. Из состава Конституционного совещания Татарстан вышел, потому что с его мнением не считались. В голосовании по Конституции России Татарстан не участвовал. В выборах депутатов Государственной Думы России первого созыва не участвовал. В 1993 году Татарстан находился как бы вне правового поля России. Мы также не подписали Федеративный договор. В ходе трудных переговоров была проявлена мудрость с обеих сторон и был подписан Договор о разграничении полномочий. Это было единственно правильное решение. На сегодня Договор - это единственный полноценный юридический документ в наших отношениях.
Время необратимо, факт Договора налицо, и тем или иным волевым решением отменить Договор нельзя. Либо нужно проводить новый референдум, либо находить компромисс в процессах согласования законодательств в рамках действующего Договора.
- Недавно в администрации президента России сделали важное политическое заявление - во-первых, больше договора о разграничении полномочий с регионами подписываться не будут, во-вторых, те договора, которые подписаны, около 40, в течение ближайших пяти лет должны быть аннулированы. То есть Договор РТ - РФ тоже. Что предпримет в ответ Татарстан?
- Наш Договор имеет принципиальные отличия от всех других договоров о разграничении полномочии. Ни один из этих договоров не имеет такую историю. Если Договор РТ - РФ аннулировать, по сути, юридических документов, связывающих Россию и Татарстан, как бы не остается. Все остальные регионы сразу исходили из того, что они являются субъектами Российской федерации. Мы же, подчеркиваю, на момент подписания Договора находились вне правового поля России. Все остальные договора имеют формальный характер, и суть их заключалась в получении неких льгот от федерального центра. У нас же был равноправный Договор двух партнеров, мы добровольно делегировали полномочия. Подчеркну, поэтому наш Договор не имеет срока, ни пятилетнего, ни какого другого.
- То есть его невозможно расторгнуть?
- В одностороннем порядке нет, согласно статье 9, Договор не может быть ни расторгнут, ни изменен.
- Но ведь Договор РТ - РФ не ратифицирован ни Госдумой РФ, ни Госсоветом РТ.
- Согласно Конституции России, ратифицируются только международные договора. При условии ратификации нашего Договора Госдумой нам была бы прямая дорога в ООН. Мы вопрос о ратификации не ставили. Мы рассматривали Татарстан как государство с элементами международной правосубъектности, не имеющее полную международную правосубъектность. В Договоре это зафиксировано.
Я еще раз подчеркну, похвально то, что на сегодняшней день федеральная сторона желает вести конструктивный диалог.
- Сколько времени длилось первое заседание? Какова будет периодичность заседаний?
- Мы заседали порядка четырех с половиной часов. Периодичность заседаний будет достаточно интенсивной, потому что мы там разделили все законы на пять ступеней. Те, которые выходят на политические противоречия, мы пока отложили.
- Что это за "политические" законы?
- Законы, связанные с полномочиями, полученными Татарстаном по собственности, выборные законы, законы, связанные с реализацией права собственности на недра. Например, "Закон о нефти и газе". Также законы о приватизации. В целом расхождение признано по 45 законам.
- Скажите, назначение глав районов в Татарстане сохранится?
- Даже в нашем законодательстве назначение глав рассматривается как переходная ступень, На данном этапе оно себя оправдывает. Это, конечно, не вечный институт. Но сейчас в России, наоборот, двигаются от выборности к назначению. Поэтому мы не торопимся.
- Какова была позиция Кириенко на заседании?
- Российская сторона настроена на конструктивную работу созидательного плана, и никто не хочет заводить работу согласительной комиссии в тупик. Кириенко в конце заседания заявил: "Россия без Татарстана жить не может, Татарстан без России объективно не может жить, поэтому мы обязаны договориться".
- Почему же он тогда не приехал на празднование Дня республики 30 августа?
- Я не задавал ему такого вопроса. Аллах его знает.
- Следующее заседание состоится в Казани? Значит, приедет в Казань и Кириенко?
- Договорились заседать по очереди в Нижнем Новгороде и Казани. В протоколе первого заседания было зафиксировано наше особое мнение. Оно будет доведено до президента России, и он должен будет принять решение. Когда это будет сделано - не знаю. Сразу после решения президента России состоится и второе заседание.
- Сколько, по Вашему мнению, может занять времени процесс работы согласительной комиссии?
- Те законы, которые находятся в "первой папке", которые можно безболезненно привести в соответствие, по ним работа пройдет быстро и, вероятно, закончится до начала зимы. Законы, по которым потребуется политическое решение на высшем уровне, здесь о сроках говорить трудно.
- Руководство России уже обозначило срок приведения законодательства регионов в соответствие - конец года. После этого, как они заявляют, может вступить в действие механизм роспуска законодательных органов регионов и отстранения от должности руководителей регионов. Татарстан не связан этим сроком?
- У меня впечатление, что подобные заявления в Москве были сделаны до ознакомления с конкретной ситуацией. Для них сейчас все стало более понятным. Сейчас все более проявляется нежелание экстремизма с обеих сторон. В России понимают, что для нас Договор РТ - РФ является документом политической стабильности.
- Но даже если согласительная комиссия достигнет компромисса, вы же не можете пойти против результатов референдума. Будет проводиться новый референдум?
- Мне кажется, в Москве этого не хотят. Да это и политически нецелесообразно. Референдум в Татарстане был фактом самоопределения народа. По международному праву самоопределение народа проводится единожды, исключительно один раз. Нельзя его проводить ежегодно, это абсурдно. Это судьбоносный вопрос, и судьбу свою народ решает не так часто.
С другой стороны, руководство Татарстана работало, опираясь на этот референдум. И будущие выборы президента Татарстана во многом могут стать косвенным референдумом. Скажем, новое избрание Шаймиева президентом Татарстана можно рассматривать как косвенный референдум в поддержку его политического курса, который базировался также на реализации договора РТ - РФ.
- Если Шаймиев не выдвинет свою кандидатуру?
- Поэтому необходимо, чтобы в избирательных программах кандидатов в президенты по этому вопросы были четко прописаны все позиции. Если кандидат в президенты Татарстана выступит в поддержку сохранения договорных отношений с Россией, это будет очень разумно.
Но нужно признать, что последние реформы, которые идут в России, направлены на построение унитарного государства. Я отношусь к этому отрицательно, это недемократичный путь. Более того, я уверен, что и эффективность российской экономики на этом пути не повысится, наоборот, существенно понизится. Бюджет 2001 года в России сверхунитарен. Предполагается значительное увеличение ресурсов в федеральном центре. Отныне только 30% всех собираемых денег будет оставаться в регионах, 70%- отправляться в Москву. При этом особенно пострадают сильные регионы-доноры. Регионы-получатели, наоборот, натравливаются на доноров с помощью подобной политики, все это напоминает сталинскую коллективизацию 30-х годов, когда бедняки в колхозах разорили зажиточные, крепкие хозяйства. Эта коллективизация вызвала голод и страшную экономическую разруху в сельском хозяйстве, последствия которой мы ощущаем по сей день.
Беседовал Рашит АХМЕТОВ.
Газета "Звезда Поволжья" N 35, 14 - 20 сентября 2000 года
Газета "Звезда Поволжья" N 35, 14 - 20 сентября 2000 года