Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > Окно в Евразию
Окно в Евразию
В музыкальной панораме Казани в общем хоре сплетаются голоса "разных музык" - опера и джаз, симфония и мунаджат, тяжелый рок и загадочный авангард. Последний, впрочем, сегодня уже не столь загадочен, во всяком случае для постоянных слушателей Международного фестиваля современной музыки "Европа - Азия", который пройдет нынче в Казани в пятый раз.
Начавшись в 1992 году как фестиваль японской и татарской музыки, уже через год он обрел свой нынешний статус, включив в свою орбиту творчество композиторов Германии, Франции, Швеции, Монголии, Люксембурга, США, Норвегии, Турции, Украины, Казахстана и многих других стран. В Татарстан съезжались известные отечественные и зарубежные музыканты, которые демонстрировали слушателям многое из того, что было известно лишь узкому кругу специалистов. Восполнить этот пробел, открыть двери для широкого творческого общения музыкантов разных стран, способствовать тому, чтобы музыка композиторов Татарстана стала неотъемлемой частью мирового художественного пространства - главные задачи фестиваля "Европа - Азия".
Один из концертов фестиваля "Европа - Азия". |
Большое значение в этом, несомненно, имеет неординарная личность сегодняшнего лидера композиторской организации Татарстана - Рашида Калимуллина. Благодаря яркому композиторскому дарованию его произведения с большим успехом звучат сегодня на многих авторитетных международных фестивалях в России, Германии, Голландии, Японии, США, ему заказывают сочинения крупные творческие организации и известные исполнители. Кроме того, он обладает недюжинным организаторским талантом, что само по себе редкость среди творческих людей.
- Наш фестиваль, объединяющий на земле Татарстана культуру Европы и Азии, содержит в себе и более глубокий смысл, это знак открытости общества, в котором на равных существуют и получают поддержку самые разные инновационные проекты, в том числе и в области культуры, - говорит Р.Калимуллин. - Сегодня Татарстан во весь голос заявляет о себе не только с политической трибуны. Носителями имиджа своей нации зачастую становятся именно деятели культуры. Ирек Мухамедов, София Губайдулина, Гата Камский, Алсу - каждый из них в своей области демонстрирует миру возможности татарского духа, разума и созидания. Во многом благодаря фестивалю "Европа - Азия" музыка композиторов Татарстана звучит на разных континентах. С сочинениями Резеды Ахияровой, Анатолия Луппова, Масгуды Шамсутдиновой, Светланы Зорюковой знакомы сегодня в Швеции, Германии, США, Нидерландах. Через них мир открывает для себя Татарстан.
Организаторами фестиваля "Европа - Азия" сознательно взят курс на толерантность в показе музыки, написанной в самое последнее время и в самых разных техниках. То есть звучит буквально современное, сегодняшнее. При этом не менее важна и демонстрация современной исполнительской культуры разных национальных школ. Такое сочетание всего сразу в одном "татарском котле" может показаться спорным. Но с другой стороны, именно евразийский контекст казанского фестиваля привлекает к нему пристальное внимание музыкантов со всего мира. Его специфика обнаруживает себя уже в составлении программ, где на равных звучит европейская, татарская, русская, восточная музыка.
С каждым разом расширяется география участников музыкального фестиваля в Казани. В этом году в нем примут участие музыканты из 14 стран. Впервые будут представлены Швейцария, Дания и ЮАР. В Казань приедут композиторы Ларс Граугард (Дания), Родерик де Мак (Нидерланды), Жан-Люк Дабели (Швейцария), Михаэль Блаке (ЮАР), Мицура Асака (Япония), Джеймс Кларк (Великобритания), Александр Радвилович и Сергей Осколков представляют Санкт-Петербург, Юлия Гомельская - Одессу.
В фестивалях подобного рода огромное значение имеет выбор исполнителей. Отечественная исполнительская школа в хорошем смысле академична, но язык современной музыки для нее все еще "не свой". До недавнего времени такая музыка у нас звучала мало и почти совсем не издавалась. А потому, конечно же, впервые приехавшие к нам на фестиваль мэтры современного исполнительства произвели здесь настоящий фурор. Это и "танцующий кларнетист" из Голландии Мишель Моранг, и французский саксофонист Пьер-Стефан Мёже, прекрасно чувствующий себя и в соло, и в составе самых разных ансамблей, уникальная флейтистка из Кёльна Кэрин Левайн, для которой, при всей её хрупкости, кажется, не существует проблемы дыхания. Это и замечательные японские музыканты, демонстрирующие тончайшее звукоизвлечение, и еще многие другие.
Вот и нынче в фестивале примет участие японский флейтист Тошиа Сузуки, специализирующийся на исполнении современной музыки, сочетающей акустические флейты разных видов с мультимедийными системами. Мы также услышим знаменитого тромбониста из Великобритании Барри Уебба, которого по аналогии с Морангом называют "танцующим тромбонистом", одного из ведущих кларнетистов Франции Кристиана Рока. Изюминкой фестиваля станут европейские музыкальные коллективы. Один из них - французский ансамбль "CRWTH", в составе которого инструменталисты, певцы, драматический актер, исполняющие традиционную и современную музыку, мультимедийные представления, свободно импровизирующие на своих концертах.
Большую разнообразную программу представит шведский вокальный квартет "VOX", с которым выступят замечательная певица из Дании Агнетта Кристенсен и ведущий ударник Швеции Олоф Олсон. А квартет саксофонистов из Люксембурга исполнит премьерное сочинение Марселя Венглера, участника прошлого фестиваля "Европа - Азия", - "Казанеска", посвященное нашему городу.
На фестивале традиционно много звучит музыки композиторов Татарстана. Отрадно, что многие из них приурочивают к фестивалю премьеры своих произведений, а зарубежные музыканты всё чаще заказывают сочинения татарстанским авторам. Прозвучат они и на нынешнем фестивале. Так, свою новую работу представит Алмаз Монасыпов. "Предания древней Булгарии" - так назвал он своё сочинение на старинные мусульманские тексты, в котором соединяются вокал, инструментальная музыка и пластика, образуя завораживающее сценическое действо в исполнении Ансамбля фольклорной музыки Татгосфилармонии имени Г.Тукая. Фрагмент мистерии "Рождение пророка" по поэме Сулеймана Челяби для хора покажет Масгуда Шамсутдинова. Прозвучат новые камерные сочинения И.Давлетшина, С.Зорюковой, В.Харисова, С.Беликова, Ш.Тимербулатова, З.Садыковой (Елабуга), Р.Хакимова (Альметьевск). Наряду с казанскими музыкантами их исполнят зарубежные гости фестиваля: шведский ансамбль "VOX" представит премьеру Рашида Калимуллина "Из виндзорского леса", американский дуэт Ася Мешберг (скрипка) и Филипп Башор (кларнет) - пьесу Анатолия Луппова "Зов предков", а также сочинение Резеды Ахияровой "Свидетель из Нью-Йорка".
Не может не радовать, что и число слушателей множится от фестиваля к фестивалю. Одних привлекает его определённая экзотика, необычность, других - желание услышать самую современную музыку. Подавляющее большинство слушателей - люди самых разных профессий и музыкальных пристрастий. Интересную историю недавно рассказал Р.Калимуллин: "В 1996 году на фестиваль был приглашен голландский пианист Кейс Виринга, который не прибыл вовремя, а появился вдруг, внезапно, разбудив меня в пять часов утра телефонным звонком с казанского вокзала. Я вскакиваю, хватаю такси, еду на вокзал, везу его в гостиницу. И, уже выходя из гостиницы, вижу ожидающего меня таксиста. "Я слышал ваш разговор в машине, - говорит он мне. - Речь шла о каком-то фестивале. Где всё это происходит, нельзя ли прийти?" Я пригласил его на концерт. Он пришел, и не один. Потом долго меня благодарил. Особенно запомнились его слова:"Мы сделали для себя открытие, что существует и такая музыка. Теперь обязательно будем ходить на ваши концерты".
Думается, не разочарует слушателей и нынешний, пятый фестиваль "Европа - Азия", концерты которого будут проходить в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева и НКЦ "Казань" с 29 по 31 марта. Мастер-классы, творческие встречи, концерты обещают много незабываемых впечатлений и открытий.
Гульнур Губайдуллина,
Газета "Республика Татарстан", 16 марта 2002 г.
Газета "Республика Татарстан", 16 марта 2002 г.