Общество > Религия > Ислам > Ислам в современных межрелигиозных и государственно-конфессиональных отношениях
Ислам в современных межрелигиозных и государственно-конфессиональных отношениях
Существуют свои сложившиеся традиции
российского ислама, который в XIX веке прошел реформацию. Он имеет опыт сосуществования с православием и другими религиями, лоялен к российским властям, а главное — ориентирован на получение образования, восприятие культуры других народов. Минтимер Шаймиев |
Исторически сложившаяся многонациональная и многоконфессиональная российская формация, расположенная на евразийском пространстве, имеет задачу по-новому обустроить свою жизнь, исходя из интересов регионов. Одним из таких уникальных мест является Республика Татарстан, где дух толерантности и культуры сосуществования различных религий сложился более чем за тысячелетний период. Сегодняшняя религиозная палитра отражает разнообразие, сложившееся в результате взаимовлияния и взаимодействия многих государств, культур и религий.
Государственно-конфессиональные отношения развиваются в соответствии с логикой переживаемого этапа религиозного возрождения. Их отличительной чертой является формирование новой модели взаимоотношений государства и религиозных структур. Данная модель постепенно получает свое правовое, общественно-политическое, организационное оформление. Недавно христиане всего мира отмечали 2000-летие христианства. В Республике Татарстан, кроме чисто церковных мероприятий, осуществлялась реализация специальной программы по празднованию памятных исторических дат — 2000-летия христианства и 1400-летия начала распространения ислама в России, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 508 от 12 июля 2000 г.
Своеобразием последних лет явилась выработка религиозными организациями документов, в которых получили отражение наиболее актуальные вопросы их взаимоотношений с государством, обществом в целом. ("Основы социальной концепции Русской православной церкви" и "Основы социальной программы российских мусульман", принятые Советом муфтиев России.). Потребности развития общественных отношений вызвали научный интерес к созданию проектов концепции государственно-конфессиональных отношениях.
В феврале 1998 г. достигнуто организационное единство мусульман РТ и создан единый централизованный орган в лице Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан. Основной тенденций данного периода является утверждение внутриконфессиональной стабильности и складывание мусульманских институтов, что значительно облегчает взаимодействие государственных органов с мусульманским духовенством, а также упорядочивает работу внутри самих мусульманских религиозных организаций, входящих в структуру ДУМ РТ. В ДУМ РТ 8 отделов: учебный, научный, статистический, пропаганды и призыва, архитектуры, вакуфов, пресс-центр, международных связей, имеются 45 мухтасибатов. Религиозно-судебную власть ДУМ РТ осуществляют главный казый и находящиеся в его подчинении районные казыи в Центральном, Восточном, Юго-восточном, Юго-западном, Северном, Южном казыятах. Казанский муфтият, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, большой активности не проявляет, хотя в условиях организационного раскола мусульман России (боле 40 муфтиятов и общероссийских центров) имеет привлекательность для многих мусульманских организаций.
Возрожденческие процессы в мусульманской умме не всегда проходят спокойно. На этом фоне особенно живучей является проблема распространения различных радикальных течений, прикрывающихся маской ислама и подрывающих устои традиционного ислама. Особенно актуальной стала проблема распространения в России идей ваххабизма, их использования для подрыва религиозных и национальных традиций, борьбы с органами государственной власти. Проблема распространения этих течений неразрывно связана с подготовкой кадров духовенства и особенно тех, кто получает религиозное образование за рубежом. Для спокойного духовного развития России, в особенности в регионах традиционного распространения ислама, проводится политика возрождения и развития национально-религиозных традиций, которые выработаны многими поколениями.
В республике имеется достаточно высокий научный потенциал, чтобы адекватно оценить попытки возрождения отживших или чуждых для татарского ислама организационных форм.
В республике действует 8 профессиональных религиозных учебных заведений разного уровня. В Казани действует Российский исламский университет, призванный готовить почву для "высокого", интеллектуального ислама. В профессиональных религиозных учебных заведениях республики задействовано 108 преподавателей, и обучается на различных формах обучения 1373 шакирда. По данным ДУМ РТ, 10% общин обеспечено подготовленными имамами. С целью возрождения лучших традиций татарского общества всем профессиональным медресе Советом были предложены проекты создания попечительских советов учредителей.
С 2000-2001 учебного года обучение в профессиональных медресе стало вестись по типовым программам, разработанным ДУМ РТ, при содействии Совета по делам религий, для каждого уровня, включающим в себя помимо религиозных предметов обширный блок светских дисциплин.
1990-е гг. стали для Татарстана периодом небывалой религиозной свободы, сравнимой только с периодом между революциями 1917 г. Массовое открытие учебных заведений и мечетей, издание религиозной литературы, обучение за рубежом и приезд религиозных преподавателей из других государств по своей динамике не имеют аналогов в любом другом периоде. Однако наряду с расцветом ислама неизбежно проявились и болезни роста, прежде всего связанные с нехваткой специалистов в области догматики и религиозного образования. Поэтому не могли не возникнуть стремления консервировать ислам на уровне отдельных сельских общин по примеру советского периода или заимствовать иностранные образцы. В свое время джадидизм одержал победу именно благодаря союзу улемов, светской интеллигенции и буржуазии. Условия для такого процесса в современности складываются лишь постепенно. Свою роль играет и медленное формирование структур гражданского общества, слабость традиций гражданской культуры в России. Однако тысячелетняя традиция сосуществования народов и религий в рамках совместных государств, начиная с эпохи Золотой Орды, определяют сознание как политиков, так и простых граждан. Модернизация Ислама в конце прошедшего и в начале этого тысячелетия оказала влияние на татар, но они взяли из нее прежде всего принципы освоения современных образцов науки и культуры и гражданских институтов. Последнее десятилетие мало что изменило в этом отношении. Татарстан и его столица Казань остаются местами, где отсутствуют межрелигиозные конфликты и люди воспринимают мозаику культур, как часть своей повседневной жизни.
По материалам книги "Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования", Казань, 2002 г. (ред. Набиев Р.А.)