Общество > Религия > Ислам > Хадж. Порядок ритуальных действий
Хадж. Порядок ритуальных действий

Одной из пяти обязанностей верующего является хадж - паломничество к Каабе, посещение мусульманских святынь в Мекке, ее окрестностях и в Медине. Из истории Ислама известно, что Пророк Мухаммед (САС) совершил хадж через 9 лет после своего переселения (хиджры) из Мекки в Медину. С тех пор каждый год сотни тысяч мусульман из всех уголков Земли, оставив свои мирские дела, в месяц Зуль-Хиджа устремляются в Священную Мекку посетить Каабу и вознести свои молитвы Создателю миров.

Большой хадж начинается на восьмой день месяца Зуль-Хиджа по мусульманскому (лунному) календарю. Во время хаджа исполняются различные обряды, связанные с событиями из жизни пророков Ибрахима, Исмаила, Мухаммада (САС). Поскольку не каждый человек по своему физическому или материальному состоянию может совершить хадж, он не является обязательным для всех. Совершение хаджа можно поручить другому лицу, оплатив все расходы, связанные с исполнением данного обряда.

В число обязательных ритуальных действий хаджа входят: ихрам - переход в особое состояние паломника, таваф - семикратный обход Каабы, сай - семикратный легкий бег между холмами Ас-Сафа и Аль-Марва, вукуф - стояние на горе Арафат, проведение ночи на горе Муздалифа и в местечке Мина, бросание камней в три столба и принесение жертвы.

Паломнику в состоянии ихрама запрещается: стремиться к близости с женщиной, браниться, спорить или ссориться с кем-либо; пользоваться ароматическими веществами; подстригать ногти, удалять волосы, краситься, пользоваться мазями в не лечебных целях; охотиться; срывать траву; вступать в брак и заключать помолвку. Женщине в ихраме запрещено также закрывать лицо; мужчине - носить сшитую одежду, надевать головной убор, закрывать лицо, пользоваться закрытой обувью.

Женщины, совершающие хадж, остаются в своей одежде во все время хаджа, и им разрешается носить сшитую одежду.

После вступления на землю Священной Мекки паломники направляются к Аль-Масджид аль-харам - Священной мечети. В мечеть входят с правой ноги и, при возможности, через Баб ас-салям - Врата мира.

Увидев Черный Камень, обращаются к нему лицом и, подняв руки к ушам, произносят "Аллаху акбар" и "Ля иляха илля Ллах". Обход начинается с Черного Камня. Дойдя до угла Каабы, где находится Черный Камень, следует повернуться к нему лицом и искренне пожелать, чтобы состоялся таваф - семикратный обход Каабы. Если есть возможность, паломник целует Черный Камень.

Завершив обход, паломник совершает молитву в два ракаата, по возможности, у места стояния Ибрахима - "Макам Ибрахим", или в любом месте Священной Мечети. После этого он направляется к колодцу Замзам, пьет воду стоя, обратившись к кыйбле, делает три глотка, обрызгивает водой голову и лицо.

Завершив таваф, паломник приступает к следующему ритуалу - сай. Паломник поднимается на вершину Ас-Сафа, поворачивается к Каабе и трижды обращается к Аллаху с молитвами. Затем он спускается и идет к холму Аль-Марва. Поднявшись на вершину, поворачивается лицом к кыйбле и трижды повторяет те же слова, что и на Ас-Сафе. Все это повторяется семь раз.

Исполнив эти ритуальные действия (ихрам, таваф и сай), сбрив волосы на голове (для мужчин) или укоротив их (для женщин), паломник выходит из состояния ихрама, и ему разрешается делать все, что запрещалось в состоянии ихрама. До 8-го дня месяца Зуль-Хиджа паломники остаются в Мекке, они могут по желанию совершить таваф и сай, посетить святые места.

Утром 8-го дня месяца Зуль-Хиджы все паломники снова надевают ихрам для совершения главной части хаджа и вместе выходят из Мекки, направляясь к мечети в местечке Мина, где проводят одну ночь. После утреннего намаза 9-го Зуль-Хиджы отправляются к горе Арафат, где совершают полуденный и предвечерний намазы в два ракаата. Паломник находится на горе Арафат до захода солнца, произносит тальбию, читает Коран, обращается к Всевышнему Аллаху с просьбами, молитвами.

Вечером, после захода солнца, паломники спокойным шагом направляются к месту под названием Муздалифа и там совершают коллективно вечерний намаз в три ракаата и сразу же - ночной в два ракаата. Ночь перед праздником проводят в Муздалифе. Перед восходом солнца паломники направляются в Мину, произнося тальбию. В этот десятый день месяца Зуль-хиджа, в любое время между восходом солнца и полуднем, бросают по семь камешков в три столба. Завершив этот обряд, можно приступить к выполнению следующего - заклания жертвенных животных, т.е. баранов, овец, верблюда или коровы. Крупных животных можно приносить в жертву от семи человек совместно. Мясо жертвенного животного полагается есть самому и раздать людям. На этом завершаются ритуальные действия, обязательные для паломника, и он выходит из состояния ихрама: надевает любую одежду, освобождается от всех запретов кроме одного - близости с женщиной.

10, 11, 12 дни Зуль-Хиджы паломники проводят в Мекке: совершают обязательный семикратный обход вокруг Каабы и тем самым окончательно завершают хадж, полностью выходят из состояния ихрама.

Перед отъездом на родину, паломник совершает еще один прощальный обход вокруг Каабы. При этом, если есть возможность, он встает у Аль-Мультазама (сторона между Черным Камнем и Вратами Каабы), прикасается к нему грудью и лицом, взывая к Аллаху и прося у Него всего хорошего в этой и будущей жизни.

Нияз ГАЙНУЛЛИН, из приложения к книге "Ислам" Габдрахмана Расули

Опубликовано в газете "Татарские новости", N 3 2003 г.