Общество > Религия > Ислам > Российский Ислам
Российский Ислам


О его особенностях корреспонденту "Отечественных записок" Наталье АБАКУМОВОЙ рассказал министр РФ по национальной политике Владимир ЗОРИН.

"Исламский фактор" играет в мировой политике все более важную роль. Для многих людей мусульманскую окраску приобрел терроризм. А насколько важна роль ислама в российской внутренней политике?

В последнее время в России значительно возрос авторитет всех, а не только исламских, религиозных объединений. По данным различных социологических центров, верующие составляют сегодня от 43 до 57 процентов населения России. Если в 1992 году было 4846 религиозных организаций, то в 2001 году их стало уже 20215. Количество зарегистрированных конфессий за десятилетие возросло с 23 до 69. Ислам — вторая по числу верующих религия в стране после православия. Мусульман в РОССИИ сегодня, по экспертным опенкам отечественных ученых, от 12 до 15 миллионов человек, что составляет примерно восемь-десять процентов населения. Мечетей в 2000 году насчитывалось уже более семи тысяч (в 1991 году их было 870). Проблема исламского фактора в стране весьма актуальна. Во-первых, мусульмане играют ведущую роль во многих сферах экономики и культуры. Во-вторых, большое значение имеет развитие событий в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Наконец, существует угроза проникновения в нашу страну экстремизма и терроризма под знаменем ислама. И здесь важна совместная работа многих министерств, ведомств России и мирового сообщества. Нужна помощь МИД во взаимодействии духовных управлений российских мусульман и руководителей мусульман в других странах. Надо активнее участвовать в мероприятиях ОБСЕ по борьбе с экстремизмом. Очень позитивно следует оценить усиление наших контактов с Организацией исламских государств (ОИГ).

Создается впечатление, что государство сегодня, наоборот, старается как можно меньше вмешиваться в деятельность религиозных объединений, отчего, наверное, в России появилось огромное количество различных сект, в том числе зарубежных.

Было время, когда государство во все вмешивалось. Это, слава богу, мы пережили. Сейчас в сфере конфессиональных отношений происходит примерно то же, что и на заре рынка: государство ушло оттуда, оставив все как есть в надежде, что само образуется. Нет, само оно не образуется. Я сторонник активного взаимодействия государства с религиозными объединениями. Доминанта этого взаимодействия — объединение совместных усилий в целях стабилизации ситуации в обществе, защиты мира и гражданского согласия, решение социальных задач.

Когда стоит вопрос о формах противодействия различного рода экстремизму, в том числе и под религиозными флагами, это можно сделать только вместе с нашими конфессиями, сверяя позиции, ведя дискуссии. Простой пример: внедряется земельная собственность, решается вопрос о налогах на землю. Ясно, что конфессии надо поддержать, облегчить налоговое бремя на церковные земли. Для этого необходимо выработать систему взаимодействия с религиозными объединениями. Такое взаимодействие может быть чрезвычайно полезным в сфере борьбы с наркотиками, помощи больным и ВИЧ-инфицированным, детям-беспризорникам, оздоровлении атмосферы в Вооруженных силах. Ведь было в свое время министерством обороны, другими силовыми ведомствами подписано соглашение с религиозными объединениями, но его надо привести в соответствие с законодательством. Еще одна область взаимодействия — пенитенциарная система. Кто позаботится о том, чтобы заключенные разного исповедания получили духовное окормление и облегчение? Это — общие задачи государства и различных конфессий. Возникла настоятельная необходимость законодательно регламентировать предпринимательскую деятельность благотворительных организаций, создаваемых религиозными объединениями. Они должны обладать возможностью максимально зарабатывать и привлекать средства для самофинансирования. Но под контролем государства.

Так, наверное, и должна строиться работа государственных структур и религиозных объединений. А на самом деле насколько эффективно взаимодействие органов государственной власти с исламской общиной?

Здесь проблем масса. Разобщена сама мусульманская община, и на федеральном уровне приходится работать с 46 объединениями. Самые авторитетные из них Кавказское, Московское и Уфимское духовные управления. Но между ними существуют некоторые, я бы сказал, трения и противоречия, отчасти объективные, но чаще субъективные. Руководители этих духовных управлений входят в состав общественного Совета руководителей наших конфессий при президенте. Приходится проявлять гибкость в работе с ними, но они, по сути, не антагонисты. А руководители остальных духовных управлений? Думаю, должен быть создан постоянно действующий Координационный совет муфтиев России, который объединил бы все действующие течения, которые строятся на традиционном исламе. В России множатся филиалы разных зарубежных религиозных, благотворительных организаций. Иностранные миссионеры зачастую активно распространяют радикальные и политизированные течения ислама, в том числе ваххабизм, особенно на Северном Кавказе. Анализ деятельности зарубежных экстремистских центров показал, что они пытаются вовлечь российских мусульман в политическую жизнь, противопоставить их интересы интересам государства. И даже инициируют в регионах с преобладающим мусульманским населением выход из состава РФ для создания новых государств, ориентированных, в первую очередь, на сближение со странами исламского мира. Исполнительные власти не всегда правильно выстраивают отношения с иностранными миссионерами, а иногда просто УХОДЯТ от новых проблем. Церковь, конечно, отделена от государства, но обществу не безразлично, какие идеи разрабатываются в стране. Потому что иногда местные религиозные объединения мусульман в России попадают в материальную зависимость от подобных организаций, становятся проводниками идей тех, кто платит. Очень остро стоит проблема духовного образования. Государство должно оказывать поддержку среднему и высшему религиозному образованию, чтобы Россияне не уезжали учиться в исламские страны, в первую очередь в Саудовскую Аравию, на выделяемые королевством гранты. Кроме того, необходимо выработать унифицированные образовательные стандарты для всех религиозных образовательных учреждений в России и одновременно создать условия для изучения традиций и обычаев народностей, населяющих данный регион.

Предположим, рядом живут, к примеру, молокане, мусульмане и буддисты. Как разница в вере влияет на отношения людей?

В Калмыкии встречается ровно такое сочетание, причем практически в соседних селах. В других регионах тоже — Башкирии, Туве, например. Вся история России отличается тесным взаимодействием культур и конфессий. В мире идет разговор о взаимодействии цивилизаций, неизбежности конфликтов между ними. Американский ученый Самюэл Хантингтон вообще считает, что классовые конфликты сегодня заменяются культурными, в основе которых лежит религия. Исходя из этого, он строит теорию о неизбежности межцивилизационных очагов напряженности и религиозных конфликтов. Я убежден, что это — ошибочная теория. Реальным ответом на эту теорию может стать опыт России, где исторически не одну сотню лет проживают вместе представители разных конфессий и религии. В Манеже проходит интересная фотовыставка "Сердце Евразии", где на примере Башкирии показан диалог между людьми разных национальностей и разного вероисповедания, который реально идет каждый день. А возьмите подготовку к празднованию тысячелетия Казани. Его эмблема: в панораме казанского кремля рядом стоят два храма — мечеть и православная церковь. Есть такой термин: "российский ислам". Сейчас у нас идет дискуссия, существует ли вообще такой ислам. Жизнь подтверждает — да существует. Мусульмане Поволжья своей ментальностью, образом жизни отличаются от жителей иных чисто мусульманских стран — Саудовской Аравии, Пакистана, Ирана. Даже в архитектуре, к примеру, традиционной татарской мечети видно взаимопроникновение двух храмов — христианской православной церкви и исламской мечети. Этническое, конфессиональное многообразие в России было всегда, сотни лет, но проблемой оно становится только тогда, когда институты власти и гражданское общество не понимают друг друга, допускают ошибки.

Но в реальной жизни даже обычные бытовые неурядицы могут в конечном итоге приобрести окраску религиозных конфликтов.

У нас нет религиозных конфликтов. Даже попытка чеченских сепаратистов придать религиозную окраску, характер религиозной войны противостоянию с федеральным центром провалилась.

Но существует ваххабизм, провозглашающий экстремистские лозунги джихада, борьбы с неверными и даже "неправильными" мусульманами.

Это другое. Мы говорили о цивилизациях. А если террористические организации пытаются прикрываться религиозным знаменем, например ваххабизма, это совсем другая история. Кроме того, ваххабизм — нетрадиционное учение для российских мусульман. Относительно широкое распространение ваххабизма — результат семидесятилетнего атеизма. За это время наше население стало невежественным в религиозном отношении. Не лучше и руководители, на высшем уровне принимавшие в свое время руководителем международных авторитарных сект просто потому, что не понимали, с кем имеют дело. На этой волне под маркой истинного ислама к нам и проник ваххабизм, который создает напряжение в среде веруюших-мусульман. Ведь ваххабиты отрицают даже обряды нашего традиционного ислама, которые сформировались в результате совместного проживания людей разных религий. В Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и даже Чечне есть понимание необходимости противодействия этим явлениям. Но экстремисты — это не ислам. Экстремистских религий не бывает. Ни одна мировая религия не выдвигает экстремистских лозунгов. Ислам считает, что Бог един, и все создатели мировых религий — его пророки. И Коран, и шариат основываются на принципах мира, взаимопонимания и взаимотерпимости.

Вы говорили о том, что руководители иногда не умеют различать сущность учений, распространяемых иностранными миссионерами. Но это означает, что и правительственные чиновники, и каждый мэр должны хоть немного разбираться в различиях в вере, обычаях.

Совершенно верно. Сегодня появилась необходимость ликвидировать религиозную неграмотность не только — даже не столько — у населения, сколько у управленческого аппарата. Нужны опытные эксперты, способные определить направленность тех или иных учений в исламе, христианстве, иудаизме и буддизме. Сейчас в Академии государственной службы при президенте РФ группа чиновников проходит переподготовку по теме "Религиозные и этнические отношения". В последнее время появилось немало пособий, справочников по этим вопросам. У нас же раньше чиновников учили только сдерживать религию. Ведь до смешного доходило. Мне однажды пришлось чиновнику, отвечающему за работу с религиозными объединениями, объяснять разницу между суннитами и шиитами. Он потом сказал: "Если бы я раньше знал, мне это помогло бы...". Учить надо госслужащих, и будем их учить.

Все, о чем вы говорите, требует денег, которых в нашем государстве нет. Может быть, стоит начать с чего-нибудь не столь дорогостоящего?

Начать надо с подготовки Концепции государственно-конфессиональных отношений. Она нужна как воздух. Обсуждаются несколько вариантов документа и, видимо, скоро документ будет готов. В нем отразились бы все изменения в религиозном мире за последние годы, были бы намечены пути совершенствования закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Основные направления и приоритеты госполитики по государственно-церковным отношениям можно сформулировать так: сохранение стабильности конституционного строя; обеспечение гражданского мира и общественного согласия, территориальной целостности; нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению конфликтов на религиозной почве. Концепция стала бы своего рода долгосрочной программой работы государства с традиционными и не традиционными религиозными объединениями. Чем-то вроде руководства к действию чиновников и ориентира для гражданского общества. А пока мы будем относиться к государственно-церковным отношениям как к чему-то десятистепенному, мы будем периодически получать неприятности.


По результатам опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" 19 июня 2003 г., были получены следующие ответы на вопрос "Есть ли среди Ваших родственников, друзей, близких знакомых люди, исповедующие ислам?":

67% респондентов ответили – есть
29% – нет
4% – затрудняюсь ответить.

На вопрос "В целом, ислам играет, по Вашему мнению, играет в современном мире положительную или отрицательную роль?" получены следующие ответы:

49% – отрицательную
37% – затрудняюсь ответить
14% – положительную.



Журнал "Отечественные записки", № 5, 2003 г., с.75-81