Общество > Религия > Православие > Благовещенский собор Казанского Кремля
Благовещенский собор Казанского Кремля

Благовещенский собор в Казанском Кремле входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества. Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.

Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Васильевича Грозного, который "избрал место для сооружения соборной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сам положил ей основание, сам же водрузил животворящий крест на месте, предназначенном для престола". Соборная церковь, срубленная в три дня, была освящена 6 октября 1552 года также в присутствии царя.

Строительство каменного собора на месте деревянной церкви закончилось уже в 1562 году – 15 августа храм был освящен.

Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля).

Казанский кафедральный собор был первоначально сплошь каменным (построен из известняка, который добывался "ломцами" на правом берегу Волги) шестистолпным храмом с пятью главами и тремя апсидами в алтарной части. С северной и южной стороны его окружали два боковых придела, которые соединяла паперть, огибающая центральный кубовидный объем собора с южной, западной и северной сторон. Фасады членились вертикальными лопатками. К восточной стороне храма примыкают три алтарные апсиды, украшенные у карниза узорчатой каймой. Излюбленный псковскими мастерами рисунок каймы перекликается с пояском барабана средней главы храма.

Главы собора имели первоначально шлемовидную (полукруглую) форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена.

П.Заринский, автор "Очерков Древней Казани" (1877 г.), восторженно отзывался об архитектурных формах собора, тесно связанных с древнерусской традицией: "Барабаны глав очень изящны, их украшения напоминают наши лучшие древние образцы. Видно, что мастера – Постник Яковлев и Иван Ширяй – были хорошо знакомы с древними храмами своих родных городов, Пскова и Новгорода. Архитектура Казанского кафедрального собора напоминает архитектуру Новгородского Софийского собора, церквей – Спаса в Нередицах (близ Новгорода), Николы в Липе, Федора Стратилата, Дмитрия Солунского, Преображения Господня, Успения на Волотовом поле в Новгороде и церкви Варлаама Хутынского в Пскове".

Э.Турнелли. Литография I пол. XIX в.
Многочисленные перестройки и ремонты постепенно изменяли облик древнего храма. Главной причиной частых перестроек и переделок собора были пожары, сильно разрушавшие здание. Особенно собор пострадал от огня в 1596, 1672, 1694, 1742, 1749, 1757 и 1815 гг. В первой половине XVIII века к собору с западной стороны была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная и богатое крыльцо с лестницей. Центральная глава приобрела барочную грушевидную форму, - именно в таком виде собор предстает на гравюрах В.Турина, А.Дюрана, Э.Турнерелли, сделанных до 1841 года, т.е. до начала новой реконструкции, которая значительно исказила его архитектуру. Вместо прежней трапезной и крыльца пристроили существующую высокую двухсветовую трапезную с вестибюльной частью и лестницей на хоры. Собор непропорционально вытянулся с запада на восток, утратив гармонию архитектурных объемов. По бокам центрального объема над западными стенками новых кирпичных приделов надстроили два высоких существующих контрфорса, все фасады оштукатурили. Впрочем, новая трапеза, пристройка которой получила столь негативную оценку исследователей, была необходима кафедральному собору и хорошо послужила своему назначению. По словам А.Яблокова, "трапеза…- светлая и обширная; верх ее поддерживается двумя простирающимися во всю ее длину арками; по северной и южной стенам вверху тянутся хоры. Над папертью устроено помещение для ризницы, ко входу в собор с западной стороны, с улицы, пристроено было открытое высокое крыльцо, которое в 1863 году обращено было в крытую со всех сторон паперть".

Стены собора были впервые покрыты фресковой росписью во второй половине XVII века при митрополите Маркелле. В дальнейшем стенное письмо в соборе неоднократно обновлялось, после пожаров стены заново покрывались штукатуркой и расписывались. После пожара 1815 года, сильно повредившего штукатурку, собор долго стоял без настенной росписи. В 1870 году из Вязниковского уезда Владимирской губернии был вызван иконописец Н.Л.Сафонов, прославившийся к тому времени своими иконописными работами во многих городах России. Работами по украшению собора руководил сам архипастырь Антоний, который вместе с художником составил проект распределения священных изображений на стенах и сводах храма.

Стены собора были расписаны масляными красками, фоны священных изображений вызолочены. Протоиерей А.Яблоков восторженно описывал результаты этой работы и реакцию восхищенных современников: "Соборный храм принял весьма благолепный вид. Он поражал всех и каждого яркостью красок стенной живописи, множеством священных лиц, как вселенских, так и русских, апостолов, мучеников, святителей и преподобных, которые изображены по золотому фону на стенах и сводах, на арках и колоннах и поставлены на бордюрах с изящными и оригинальными орнаментами".

С Благовещенским собором связана деятельность святителей Казанских, он является также местом погребения их праха. В подвальном этаже собора, под низкими тяжелыми его сводами, покоятся тела почивших Казанских архипастырей – архиепископа Тихона I Хворостинина (1575-1576), митрополитов Лаврентия II (1657-1673) и Маркелла (1691-1698). Здесь устроена церковь-усыпальница во имя Всех Святых, освященная в 1896 году архиепископом Казанским Владимиром. Здесь же погребены тела усопших архиепископов Казанских Афанасия (1857-1866), Владимира II (Петрова, 1892-1897) и Димитрия (Самбикина, 1905-1908). Некоторые другие Казанские архипастыри, скончавшиеся в Казани, покоятся в Благовещенском соборе по северной и южной стенам от трапезы, а также в придельном Борисоглебском храме.

Память о первом архипастыре Казанском Святителе Гурии также связана с Благовещенским собором. В 1841 году была обнаружена келья святителя, находившаяся под правым Борисоглебским приделом. Келья возникла одновременно с храмом, в ней святитель провел многие часы молитвенного уединения. На восточной стене кельи была обнаружена фреска с изображением Спаса Нерукотворного. В 1630 году в храм были перенесены мощи Гурия, ставшие главной святыней кафедрального собора. Чудотворные многоцелебные мощи были поставлены в соборе у северной стены, в 1702 году рака с мощами была установлена в середине соборного храма, где и оставалась до перенесения мощей в церковь Ярославских чудотворцев в 1918 году.

В начале XX столетия Благовещенский собор утратил многое от своего великолепия. Ансамбль зданий, возникший вокруг древнего собора в течение нескольких столетий, в 1920-е годы был разрушен: снесена многоярусная каменная колокольня с храмом под звонницей, разобраны барабаны декоративных главок, а также западное крыльцо и каменная ограда. Немногое дошло до наших дней из веками собиравшихся сокровищ ризницы – облачений драгоценного шитья, вышитых покровов и хоругвей, икон и напрестольных крестов с мощами, золотых и серебряных церковных сосудов. От первоначального облика храма сохранились центральный объем здания с тремя апсидами, основания двух боковых каменных приделов, следы внутренней фресковой росписи (в западной части храма), масляная живопись XIX века и ряд декоративных элементов.

В 1977 году началась реставрация собора: ремонтировались наружные стены, перекрытия, восстанавливались утраченные декоративные барабаны и главы, кресты. В соборе вплоть до 1996 года находились хранилища республиканского архива, и реставрация интерьеров была начата лишь в 1997 году.

Указом Президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева от 1995 года комплекс Благовещенского собора передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника "Казанский Кремль". Научная реставрация собора, которая ведется в последние годы, направлена на восстановление его исторического облика. К 1000-летию Казани и 450-летию Казанской епархии интерьер кафедрального собора предстанет во всем великолепии. После долгих лет забвения собор примет верующих, в нем зазвучит церковная служба.

Материалы предоставлены ООО "Мастер".