Общество > Политика > Гаагская Инициатива
Гаагская Инициатива

Гаага. Дворец Мира
Гаага занимает особое место в европейской политической жизни. Здесь заседают многие международные организации. В 1899 году на первой Гаагской Мирной конференции по инициативе русского царя Николая II было принято решение создать Постоянный Третейский суд. В 1913 году Дворец Мира в Гааге получил статус резиденции Постоянного Третейского суда. Строительство Дворца Мира финансировал американский филантроп Э. Карнеги. В сооружении этого "Храма Мира" принимали участие все государства, символизируя сотрудничество наций.

Дворец Мира несет в себе особый дух справедливости и примирения. Программа "Гаагская Инициатива" организовывала здесь неформальные встречи, обеспечивая условия для свободного обмена мнениями по вопросам федерализма, автономии и самоопределения. Начиная с 1995 во Дворце Мира собирались Консультативные круглые столы политических лидеров постсоветского пространства. Целью проводимых дискуссий являлись поиск путей мирного урегулирования конфликтов и преодоление разногласий. Нейтральная обстановка позволяла конфликтующим сторонам встречаться - порой впервые - и обмениваться опытом друг с другом и международными экспертами. Это способствовало наилучшему осознанию интересов оппонентов и осмыслению своих позиций. Те стороны, которые встречались лишь в контексте официальных переговоров, многое получали от неформального диалога, не стесненного рамками протокола.

Встречи "Гаагской Инициативы" проходили по определенному процессу, призванному достичь трех целей. Во-первых, ведущий стремился начать откровенный диалог, чтобы более глубоко понять интересы, скрывающиеся за официальными позициями конфликтующих сторон. В ходе развития диалога ведущие записывали ключевые тезисы на двух языках и представляли их на всеобщее обозрение. Во-вторых, ведущий руководил группой в ходе совместной творческой работы, касающейся возможных подходов к удовлетворению интересов сторон. В-третьих, создавались условия для того, чтобы стороны осознали психологические и эмоциональные раны, ставшие следствием конфликта и необходимости примирения.

Все встречи проводились при строгом соблюдении основных правил: выступления не фиксируются в протоколах и не могут цитироваться без разрешения автора; пресса на закрытые заседания не допускается; все участники действуют как частные лица и не могут делать официальных предложений; отредактированная стенограмма встречи может быть опубликована лишь после того, как каждый из ее участников просмотрел текст и удалил из него любые свои замечания, не предназначенные для публикации.

Программа "Гаагская Инициатива" основывалась на пяти принципах:
  1. В урегулировании конфликтов применение военной силы становится все менее эффективным.
  2. Третьи стороны могут сыграть ограниченную, но важную роль.
  3. Поэтапный подход к переговорам может разрубить гордиев узел.
  4. Урегулирование конфликтов требует регионального подхода.
  5. Факторы экономического развития и безопасности взаимно усиливают друг друга.
 
"Гаагская инициатива" опиралась на положительный опыт, существующий в мире, и прежде всего на успехи по урегулированию конфликтов в бывшем Советском Союзе. В России наиболее конфликтными были отношения между центром, с одной стороны, Чечней и Татарстаном с другой. Две эти республики не подписали Федеративный договор и таким образом оказались вне правового пространства России. Татарстан нашел свой путь из кризиса, а на долю чеченского народа выпала судьба испытать тяжелейшую войну, по сравнению с которой меркнут и грузино-абхазский и молдово-приднестровский конфликты. Многочисленные жертвы с обеих сторон, разрушенный Грозный, десятки населенных пунктов Чечни, стертые с лица земли, физическая и психологическая травма не только чеченского населения, но и российских солдат, матерей и отцов.

Один из уроков встреч "Гаагской Инициативы" - в осознании важности поэтапного подхода к урегулированию сложных конфликтов. В случае с Татарстаном и Российской Федерации, стороны действовали прагматически, отложив на время вопрос о политическом статусе, и сосредоточившись на серии конкретных договоренностей. Это делалось с применением принципа творческого использования двусмысленности: они признали как Конституцию РФ, так и Конституцию Татарстана, которые не полностью совпадали для того, чтобы достичь конкретного прогресса по определенным вопросам и предотвратить сползание к открытому конфликту.

14-15 января 1995 года в Гааге во "Дворце мира" был проведен первый Консультативный круглый стол: "Международный опыт урегулирования этно-политических конфликтов". Организаторами и спонсорами этой встречи выступили: Аппарат Президента Республики Татарстан; Институт этнологии и антропологии Российской Академии Наук; Группа по урегулированию конфликтов Гарвардского университета; Международный совет по научным исследованиям и обменам (IREX). Это стало первым этапом серии встреч политических лидеров и экспертов с целью достижения компромисса при урегулировании конфликтов.

 
27-29 марта 1996 года в Гааге во "Дворце мира" был проведен второй Консультативный круглый стол: "От конфронтации к наведению мостов". Организаторами и спонсорами этой встречи выступили: Аппарат Президента Республики Татарстан; Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям РФ; Институт этнологии и антропологии Российской Академии Наук; Министерство иностранных дел Королевства Нидерландов; Группа по урегулированию конфликтов, Проект по укреплению демократических институтов Гарвардского университета; Международный совет по научным исследованиям и обменам (IREX)

Мартовская 1996 года встреча "Гаагской Инициативы" предоставила высоким официальным лицам России, региональным лидерам, международным экспертам и чеченским представителям разработать проект по прекращению войны, состоящий из 10 пунктов. Ключевым элементом проекта "Гаагской Инициативы", который был единогласно принят ее участниками, была готовность отложить вопрос о политическом статусе Чечни, чтобы вернуться к нему в будущем. В этой связи Грэм Аллисон и Фиона Хиллт (Гарвардская школа Кеннеди) представили примеры из международного опыта, в особенности пример Саарского соглашения (1920), в котором Германия и Франция согласились отсрочить принятие решения о статусе спорной пограничной территории. Принцип отложенного решения был официально одобрен российскими и чеченскими лидерами четыре месяца спустя в Хасавюртовских Соглашениях, где обе стороны согласились отложить решение вопроса о политическом статусе Чечни на пять лет.

22-25 мая 1997 года во Дворце Мира в Гааге проходил Консультативный круглый стол "Российская Федерация - Чеченская Республика Ичкерия: восстановление отношений". Здесь был выработан Меморандум "О перспективах российско-чеченских отношений", который оценил Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия как прорыв во взаимоотношениях между сторонами, юридически закрепляющий окончание войны и устанавливающий новые принципы взаимоотношений.

20-21 декабря в Казани по инициативе руководства Татарстана был проведен "круглый стол" с участием президентов Чечни А.Масхадова и Татарстана М.Шаймиева, Президента Республики Ингушетия Р.Аушева, секретаря Совета безопасности РФ И.Рыбкина, а также международных экспертов. Этот "круглый стол" стал своеобразным продолжением международных конференций в Гааге по вопросу урегулирования ситуаций в "горячих точках" ("Гаагская инициатива"). Заседанию "круглого стола" предшествовали консультативные встречи, которые прошли 19 декабря в Грозном и 20 декабря в Назрани.

Встречи "Гаагской Инициативы" дали положительные результаты, хотя многие вопросы остались неразрешенными. Участники переговоров изучили проблемы урегулирования сложных конфликтов и в дальнейшем использовали накопленный опыт в своей внутренней политике, в том числе в Молдове (Приднестровье, Гагаузии), Грузии (Абхазии), Украине (Крыму) и России.