Изобразительное искусство
Своеобразно и многогранно изобразительное искусство Татарстана. В разное время на татарстанской земле творили такие известные мастера живописи как И.Шишкин, Н.Фешин, Б.Урманче.
| |
И.Шишкин. "На покосе в дубовой роще". 1873 г. | |
Уже к концу XIX века в Казани были все предпосылки для превращения ее в крупный центр искусства, художественного образования, выставочной деятельности и музейного строительства в России. К этому времени в городе постоянно работали профессиональные художники, в том числе молодые воспитанники Петербургской Академии художеств Н. Н. Белькович, X. Н. Скорняков, И. Тиссен. В частных коллекциях города накапливались произведения искусства, которые все чаще становились предметом общественного внимания. В 1894 году был основан, а в апреле 1895 года торжественно открыт Казанский городской научно-промышленный музей с богатой картинной галереей ("лихачевским отделом"), в которую входили полотна русских, итальянских, французских, фламандских, голландских художников.
| |
| Н. Фешин. "Портрет дочери Ии". 1917 г. |
На этом общем фоне закономерным и возможным стало открытие 1 сентября 1895 года Казанской художественной школы, с историей которой связан здесь дальнейший прогресс всех видов искусства, прежде всего живописи и графики. Первый заведующий этой школой в своем отчете за период с сентября 1895-го по январь 1896 года писал, освещая историю ее создания: "...давно назрела в Волжско-Камском крае потребность в художественном образовании. <...> Академия художеств, проникнутая горячим желанием распространения художественного образования во всей России, обратила особое внимание на Казань, как основной просветительный центр всего востока России, откуда надлежало бы поступательно нести художественные знания в народ-сначала в Волжско-Камском крае, а затем и в Сибири. Казанская городская дума пошла навстречу этому желанию Академии и 22 ноября 1894 года постановила ходатайствовать <...> об учреждении в Казани художественной школы". Власти города и Петербургская Академия художеств совместно выделили средства на наем помещения и последующее строительство специального здания для школы, завершенное в 1902 году, на покупку пособий, оплату труда педагогов и выплату стипендий ученикам.
С Казанской художественной школой связаны имена таких известных художников как Н.Фешин, П. Беньков, Д.Бурлюк, П. Радимов.
Позади более 100 лет развития. За эти годы изобразительное искусство в Татарстане прошло этапы ускоренного развития, внеся свой вклад в общероссийскую и мировую культуру. В первой четверти XX столетия начинают работать профессиональные татарские художники - живописцы и графики - Б.Урманче, Ш.Мухаметжанов, Ф.Тагиров. Большой вклад в искусство этих лет вносят К.Чеботарев, А.Платунова, Р.Нурмухаметов.
В 1936 году создается Союз художников Татарии. Особый творческий подъем в изобразительном искусстве Татарстана наблюдается в послевоенные годы. Разнообразные традиции реалистического искусства вносят в тематическую картину Х.Якупов, Л.Фаттахов, Э.Зуев. Изображением современной жизни народа, ярких страниц его истории, мирного времени наполнены картины Л.Фаттахова, И.Рафикова и других живописцев. В 50-60 годы одним из ведущих жанров в искусстве республики становится пейзаж. Талантливыми интерпретаторами величественной природы родной земли являются К.Максимов, в чьем творчестве воплотились традиции русского реалистического пейзажа, Н.Кузнецов, А.Прокопьев, а также М.Усманов и А.Тумашев.
Источником вдохновения для художников 70-80 гг. является история народа, ее персонажи, образы татарского фольклора, собственные впечатления (А.Абзгильдин, В.Федоров, Ш.Шайдуллин, И.Зарипов). Оригинальное решение национальной темы дают в своих произведениях представители молодого поколения, вошедшие в искусство Татарстана в 90-е годы - А.Ильясова, Р.Загидуллин и Р.Саляхов. Высокий профессионализм, приверженность реалистическим традициям школы живописи отличают работы А.Хисамова, В.Акимова.
| |
Б. Ураманче. "У сепаратора". 1929 г. | |
Достойно представлена в Татарстане скульптура. Первый мастер ваяния с профессиональным академическим образованием появился в Казани только в 1904 году - им был ученик В.Беклимишева П.Дзюбанов, а к концу 1908 года на скульптурном отделении художественного училища уже занималось 19 человек.
Скульпторами-классиками в республике по праву считаются Б.Урманче, С.Ахун, А.Абдрашитов.
Демократические перемены в обществе, произошедшие в последние 10 лет, дали новый толчок развитию изобразительного искусства в республике. Возросший интерес детей и молодежи к творчеству поддерживают многочисленные художественные школы и кружки, действующие в Татарстане. Новые перспективы перед молодыми художниками республики появятся и после открытия первого в истории республики высшего художественного учебного заведения - филиала Московского государственного художественного института им. В.Сурикова.