Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1998 г. > NN8-9 за период 16.02.98-02.03.98 > Ежегодное послание Президента РТ Госсовету, 10 февраля 1998 года > Законотворческая и правоохранительная деятельность
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН М.Ш.ШАЙМИЕВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ
(10 февраля 1998 года)
Законотворческая и правоохранительная деятельность
В правовом государстве основным регулятором общественных отношений выступают законы. В Республике Татарстан ежегодно принимается значительное количество законов, однако в законотворческой деятельности не хватает качества и должной динамики. Законодательное регулирование носит в целом фрагментарный характер, отсутствует система слаженного законотворческого процесса, в результате чего принимаемые законы часто не относятся к числу остро необходимых.
Назрела необходимость создания объединенной комиссии по координации законодательной деятельности, в которую вошли бы представители Президента, Государственного Совета , Кабинета Министров , министерств и ведомств, судебных органов, профсоюзов, специалистов в области права, научной общественности. Эта комиссия должна предварительно рассматривать законодательные инициативы, вырабатывать рекомендации по организации работы над законопроектами, организовывать их правовую экспертизу, определять приоритеты в принятии законов.
Следует сказать и о качестве принимаемых законов. К сожалению, все чаще приходится использовать право отлагательного вето. В 1997 году 13 законов из 28, то есть практически каждый второй, был возвращен в Государственный Совет для повторного обсуждения и голосования.
Основной причиной возврата законов, наряду с наличием в них норм, противоречащих Конституции Республики Татарстан и законам, действующим на территории Республики Татарстан, явилась неподкрепленность положений данных законов финансовыми и материальными ресурсами. Любые законодательно закрепленные нормы без их материального обеспечения работать не будут.
В 1998 году следует уделить особое внимание нормативному регулированию блока экономических вопросов. При этом приоритетным является правовое обеспечение условий для ускоренного экономического роста, создания благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходимо принятие нормативных правовых актов, которые бы способствовали повышению отдачи от вложенных инвестиций, гарантировали их возврат.
Производственный сектор экономики может эффективно развиваться только в условиях разумного налогообложения. Следует упорядочить налоговое законодательство в пределах имеющихся полномочий, уменьшить налоговое бремя на товаропроизводителей. В то же время нужно выработать дифференцированный подход к налогообложению, предоставляя преимущества и льготы отечественным товаропроизводителям, стимулируя расширение производства и создание новых рабочих мест.
Субъекты производственной деятельности должны быть уверены, что они работают всерьез и надолго, что их права на имущество, в том числе на земельные участки, неотъемлемы и гарантированы государством. Необходимо решить вопрос права собственности на земельные участки, занимаемые предприятиями.
В настоящее время решение всего комплекса местных проблем возложено на органы местного самоуправления. Однако, имеются определенные трудности на пути становления эффективного местного самоуправления. Еще слаба его экономическая основа. В связи с этим необходимы разработка и углубление нормативной базы местного самоуправления с учетом накопленного опыта. Кабинету Министров следует в кратчайшие сроки разработать и внести на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан законопроекты о финансовых основах местного самоуправления, о выборах органов и глав местного самоуправления, о службе в органах местного самоуправления.
Нами была принята Государственная комплексная программа борьбы с преступностью в Республике Татарстан на 1997-1999 годы, выделены средства на ее осуществление, продолжают укрепляться материальная база правоохранительных органов, принимаются законы, ужесточающие ответственность за совершенные правонарушения.
Как результат активной работы в этом направлении - происходит дальнейшее снижение уровня преступности в Республике Татарстан. Общее количество зарегистрированных преступлений в 1997 году уменьшилось на 6,6% по сравнению с 1996 годом. Снижение преступности произошло в 37 районах республики. Это является положительным моментом в борьбе с преступностью.
Тем не менее, сложившаяся обстановка не дает оснований для самоуспокоения.
Успехи в борьбе с преступностью, достигнутые в последние годы, были обусловлены, в основном, за счет увеличения численности сотрудников правоохранительных органов и расходов на их содержание. Дальнейшее движение в этом направлении невозможно. Улучшение работы правоохранительных органов должно осуществляться через повышение профессионализма и компетентности кадрового состава, основным принципом деятельности которых должен стать принцип - "не числом, а умением".
Следует также остановиться на состоянии законности в сфере государственного управления. Только по протестам органов прокуратуры в 1997 году было отменено и приведено в соответствие с действующим законодательством 1549 правовых актов указанных государственных органов, что на 20,3% больше, чем в 1996 году.
Кабинету Министров Республики Татарстан, республиканским и местным органам государственного управления необходимо усилить контроль за соответствием своих правовых актов требованиям действующего законодательства, установив персональную ответственность за качество принимаемых правовых актов.
Нашу работу по всем обозначенным направлениям необходимо рассматривать через призму соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Хэрмэтле халык депутатлары!
Уважаемые народные депутаты!
Решение поставленных в настоящем послании задач требует целенаправленной кропотливой работы всех ветвей власти - депутатского корпуса, работников органов государственной власти и управления всех уровней, руководителей предприятий и организаций.
Только совместными усилиями при активной поддержке общественных формирований, профсоюзов, всего населения, опираясь на Программу экономического и социального прогресса Республики Татарстан, мы сумеем преодолеть имеющиеся трудности, добиться ускорения реформ и реального повышения уровни жизни.