ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН М.Ш.ШАЙМИЕВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ

(10 февраля 1998 года)

Главная задача внутренней политики - дальнейшая консолидация общества

На протяжении 1997 года в республике сохранялась стабильная общественно-политическая ситуация. По оценкам независимых экспертов, Татарстан по-прежнему остается одним из самых социально устойчивых и, вместе с тем, динамичных регионов на всем постсоветском пространстве. Стабильность является следствием многих факторов: целенаправленной политики органов государственной власти и управления, активной позиции социальных групп и общественных движений, благожелательной атмосферы в общественных отношениях.

Продолжается формирование институтов гражданского общества. Одним из них является многопартийность. В прошедшем году в республике появились десятки новых общественных движений самой различной направленности. Немало среди них и политических организаций. Общая численность имеющих республиканский статус общественно-политических движений приближается к двум десяткам. На смену митинговым методам работы общественных организаций приходит повседневная забота о становлении их организационных структур, пропаганда своих взглядов через СМИ, аналитическая деятельность.

Безусловно, позитивно оценивается общественностью начавшийся процесс консолидации в республике демократических реформаторских сил, в котором принимают активное участие многие центристские партии и движения. Переговоры между ними уже привели к созданию Союза поддержки социально-экономических реформ, который объединил на основе принципиального одобрения общей стратегии реформирования республиканские организации: "Наш дом - Россия", "Реформы - новый курс", Партию российского единства и согласия, а также партию Татарстана "Единство и прогресс". Это объединение ведет в настоящее время переговоры с блоком "Равноправие и законность" на предмет заключения с ним соглашения о сотрудничестве. Заметным явлением стало проведение организационного собрания Конгресса интеллигенции Татарстана, что свидетельствует о ее готовности содействовать осуществлению реформ.

Свою лепту в дело консолидации нашего общества могли бы внести татарские общественные организации, в частности, ТОЦ.

Как и прежде, руководство республики готово к тесному сотрудничеству со всеми конструктивными общественными силами во имя сохранения гражданского мира и межнационального согласия, продвижения республики по пути прогрессивных преобразований.

Прошедший год стал новым этапом в развитии республиканских средств массовой информации, что явилось важным проявлением и свидетельством дальнейшей демократизации общества. В Татарстане значительно возросла конкуренция в сфере электронных СМИ, стали выходить многие новые печатные издания. Только в 1997 году начали издаваться 41 новая газета и 23 журнала. По количеству изданий республика находится на третьем месте в Российской Федерации, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Журналисты работают более раскованно и инициативно, смело ставят в своих репортажах, статьях самые острые проблемы общественного развития.

Внутреняя политика Татарстана всегда была направлена на обеспечение необходимых условий для свободного развития всех проживающих в республике этносов, удовлетворения интересов и прав граждан, принадлежащих различным конфессиям. Благодаря этому стал более интенсивно развиваться процесс этнокультурного возрождения, растет самосознание народов республики, их стремление к развитию своих культур. Как следствие этого процесса возросло влияние Ассоциации национально-культурных обществ, в чьи ряды вливаются новые этнокультурные объединения. Регулярно проходят дни национальных культур в Набережных Челнах. Заметно оживилась культурная жизнь в районах компактного проживания коренных народов Татарстана. Например, в Балтасях состоялся третий съезд удмуртов района, в Кукморе прошла научно-практическая конференция по проблемам сохранения родного языка и развития национального образования марийского населения республики. Стали традиционными фестивали фольклорных коллективов финно-угорских народов. Неотъемлемой частью культурной жизни всего многонационального народа Татарстана являются русские народные празднества.

Все это значительно обогатило содержание традиционно сложившихся праздников - Дня республики и Сабантуя.

Наглядным примером эффективной работы по возрождению этнических групп является деятельность Казанского общества немецкой культуры им.Карла Фукса, преобразованного недавно в на ционально-культурную автономию. При помощи германской стороны, но, главным образом, на средства благотворительного фонда "Gedenken" ведется реставрация кирхи, установлен памятник Карлу Фуксу, открыт центр немецкой культуры, где действуют воскресная школа, библиотека, хоровой коллектив и детский ансамбль.

Сегодня успешно ведутся реставрационные работы в переданной в прошлом году синагоге, на базе которой проходят различные мероприятия еврейской общественности.

Хорошим стимулом повышения эффективности работы этнических общин Татарстана стала финансовая помощь, впервые выделенная республиканским бюджетом в 1997 году на нужды этнокультурной деятельности народов республики.

Заметным событием национальной жизни в 1997 году стал второй Всемирный конгресс татар, который признан важнейшим общественно-политическим форумом татарского народа. 450 его делегатов были избраны татарским населением большинства республик, краев и областей России, ряда стран СНГ, государств Балтии и дальнего зарубежья. Сама подготовка к Конгрессу обратила внимание местных властей, прежде всего в России, на проблемы татар, стала важным консолидирующим событием для татарской диаспоры.

Новым явлением стало образование национально-культурных автономий, которые строятся на основе соответствующего закона РФ, а потому являются легитимными органами со своими правами и возможностями. В условиях, когда в России очень слаба законодательная база, защищающая нерусские народы, а представительные и исполнительные органы не ориентированы ни по составу, ни по функциям на удовлетворение интересов коренных народов России, национально-культурные автономии приобретают особый вес в политической жизни страны. Нам следует определить формы официальных отношений с вновь возникшими автономиями. В связи с этим повышается координирующая роль как государственных органов, так и Исполкома Всемирного конгресса татар и Ассоциации национально-культурных обществ.

В Татарстане за последние 10 лет количество религиозных общин и организаций возросло в 20 раз, что естественно порождает много проблем материального и духовного порядка, а также требует соответствующего кадрового обеспечения. По Конституции государство отделено от церкви, тем не менее мы не можем быть в стороне от этих процессов и готовы к конструктивному сотрудничеству со всеми конфессиями.

Прошедший год в жизни религиозных общин республики был наполнен важными событиями. Прежде всего следует отметить посещение Татарстана Патриархом всея Руси Алексием II. Это первое и поистине историческое пребывание высшего духовного лица православных России в нашей республике. Оно говорит о стремлении к диалогу православной и мусульманской конфессий, уважении патриарха к тем позитивным процессам в межконфессиональных отношениях, которые существуют в Татарстане. Важным событием в жизни республики стало восстановление Свияжского монастыря, который послужит делу распространения духовности и возрождению острова Свияжск.

Открытие новых мечетей и медресе в Татарстане сопровождалось возникновением ряда проблем организационного и иного характера. В ответ на настоятельное требование верующих наметилась тенденция к объединению религиозных общин под единым духовным управлением. Видимо, данная проблема станет предметом обсуждения на предстоящем 14 февраля 1998 года республиканском съезде мусульман. Это тем более важно, что каких-либо принципиальных канонических различий среди мусульман республики не существует. Важным решением нужно считать создание Российского исламского университета в Казани, который должен вернуть традиции великих татарских реформаторов. Это лучший способ поднять культуру мусульман и противостоять проникновению чуждых религиозных направлений в нашу среду.

В связи с появлением новых задач в отношениях с конфессиями мы расширили штатный состав Совета по делам религий при Кабинете Министров республики, обновили его руководство, которое должно решать их в духе времени.

Все это вновь и вновь подчеркивает необходимость проведения инициативного, рассчитанного на перспективу внутриполитического курса. Только так Татарстан может подтвердить свой лидирующий имидж проведения реформ. Только так мы можем сохранить сегодня и обеспечить на будущее социальную стабильность.