Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1998 г. > NN8-9 за период 16.02.98-02.03.98 > Ежегодное послание Президента РТ Госсовету, 10 февраля 1998 года > Соблюдение Договора Татарстана с Российской Федерацией - основа взаимного доверия и конструктивного сотрудничества
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН М.Ш.ШАЙМИЕВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ

(10 февраля 1998 года)

Соблюдение Договора Татарстана с Российской Федерацией - основа взаимного доверия и конструктивного сотрудничества

Стабильность политического и экономического положения Татарстана во многом зависит от политического курса России. Она уже сделала свой выбор и встала на путь демократии, федерализма и экономических реформ. Теперь будущее России целиком и полностью зависит от их успеха.

Государственное переустройство России - явление эпохальное как для страны, так и для всего мира, ибо речь идет об отказе от имперского наследия, тоталитаризма и великодержавности. В этом процессе Татарстан не раз выступал с позитивными инициативами. Авторитет нашей республики ко многому обязывает, особенно в связи с ростом роли регионов в жизни России. Сегодня мы должны занимать более активную позицию с тем, чтобы эффективно влиять на политику центра.

На Первой Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития российского федерализма", состоявшейся 19-20 января 1998 г. в Москве, Егор Строев выступил против договорной практики, как процесса, якобы разрушающего целостность России. Трудно понять и принять такую позицию, ведь именно Договор и целый ряд соглашений РФ с Татарстаном и другими регионами привели к стабилизации политической ситуации и послужили переходу к подлинному федерализму как единственно приемлемой форме государственного устройства для такой огромной страны, как Россия. Сегодня стало очевидным, что попытки решать проблемы в отношениях центра с субъектами силовым способом - тупиковый путь, чреватый для страны не только кризисами, наподобие чеченского,но и самораспадом государства.

В конце прошлого года в Казани состоялся четвертый консультативный круглый стол в рамках "Гаагской инициативы" с участием Президента Чеченской Республики Ичкерия Аслана Масхадова, Президента Республики Ингушетия Руслана Аушева, Секретаря Совета Безопасности РФ Ивана Рыбкина и видных международных экспертов. "Гаагская инициатива" пользуется определенным авторитетом в международных политических кругах, и на этот раз предметом обсуждения стали перспективы российско-чеченских отношений. Основной вывод состоит в том, что чеченский конфликт, в принципе, можно урегулировать, но он потребует громадных усилий и политической воли со стороны центра, а, главное, подписания особого договора. Сегодня Чечня является своеобразным пробным камнем, на котором проверяется способность федерального центра решать национальные проблемы и вопросы федеративного устройства государства.

На сегодняшний день более 40 российских регионов подписали двусторонние договоры и соглашения с федеральным центром, которые стали реальным инструментом согласования взаимных интересов и основой дальнейшей демократизации и федерализации России.

Ряд государственных структур, а также депутатские группы в Госдуме РФ выступают с новыми законодательными инициативами, в которых четко прослеживается тенденция к ужесточению мер по отношению к республикам, вплоть до возможности роспуска местных парламентов, введения военного положения и отстранения от должности руководителей субъектов. Порой создается впечатление, что разработчики этих законопроектов теряют чувство реальности и пытаются политику "Садового кольца" выдать за интересы всего государства. Россия состоит из ее народов и регионов, чьи интересы и должны быть отражены в Конституции и федеральных законах. В сложном процессе становления правового государства не может быть односторонних требований приведения конституций республик в соответствие с Конституцией России, этот процесс должен строиться на взаимном движении друг к другу.

Мы не можем обойти стороной вопрос введения новых российских паспортов. В прессе проблему свели к графе национальность, хотя дело обстоит гораздо глубже и серьезнее. Россия своей же Конституцией признается многонациональной, а в Законе о гражданстве записано право на двойное гражданство - республиканское и общероссийское. В Договоре Татарстана с Российской Федерацией также закреплен принцип двойного гражданства, т.е. татарстанского и российского. Следовательно, паспорт должен отражать политические реалии существования, помимо русского, и других государственных языков, а также необходимость закрепления республиканских гражданств. В предложенном виде паспорт для республик неприемлем. Причем позиция Татарстана не есть нечто особенное и уникальное. Посмотрите швейцарский паспорт - он заполняется на пяти языках. Даже при советском, как мы говорим, тоталитарном режиме, паспорт отражал национальную специфику.

Гражданство Татарстана - атрибут, органически присущий нашей республике. Раз Татарстан признается государством, тем более суверенным, то он не может не иметь своего гражданства. При этом наше гражданство не противостоит российскому, а лишь дополняет его, учитывая те особенности, которые существуют в республике.

Татарстан привлекает все большее внимание регионов России. В Казани побывали делегации многих субъектов Российской Федерации, с которыми мы подписали договоры и соглашения. Нам и дальше следует использовать горизонтальные отношения с регионами.

Будущее России связано с подлинным федерализмом, демократией, учитывающей интересы всех народов и регионов. Свою долю ответственности за эти процессы несет и Татарстан. Мы должны последовательно реализовывать федерализм в финансовой и бюджетной сферах, внешней политике и судопроизводстве, принимая собственное законодательство и заключая новые соглашения с федеральным центром.