Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1998 г. > NN8-9 за период 16.02.98-02.03.98 > Ежегодное послание Президента РТ Госсовету, 10 февраля 1998 года > Основные итоги 1997 года
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН М.Ш.ШАЙМИЕВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ
(10 февраля 1998 года)
Основные итоги 1997 года
Уважаемые народные депутаты!
Прошедший 1997 год был труден для экономики республики. Основными проблемами, характерными для него, являлись: платежный кризис, неудовлетворительное реформирование управления и структуры предприятий, неразвитость фондового рынка республики, слабость предпринимательства.
Тем не менее, в течение последних двух лет растет валовый региональный продукт республики, третий год подряд увеличиваются объемы промышленного производства.
Остановлюсь подробнее на положении в отдельных отраслях промышленности.
За последние годы предметом особой заботы руководства республики являлись нефтяная и нефтехимическая отрасли. Следует отметить, что соответствующие меры, принятые Государственным Советом и Правительством республики по поддержке и реформированию этих отраслей, себя оправдали. Стабилизировалась добыча нефти, возросли объемы производства синтетических смол, полиэтилена, синтетических каучуков, товаров бытовой химии, резинотехнических изделий.
Начато строительство в г.Нижнекамске нефтеперерабатывающего завода производительностью 7 млн.тонн нефти в год. Создание его позволит перерабатывать в республике значительную часть добываемой нефти и не только удовлетворит потребности в сырье наших нефтехимических предприятий, но и даст возможность отгружать продукты ее переработки за пределы Татарстана. Другим важным решением стало подписание в октябре 1997 года контракта по строительству в г.Менделеевске двух заводов по производству аммиака и карбамида с малайзийской и южно-корейской компаниями.
В результате реализации новых подходов и принятия правительством республики чрезвычайных мер наметились положительные тенденции в работе энергетического комплекса. По итогам 1997 года существенно сокращена задолженность энергетиков федеральному бюджету, полностью выдержан график погашения задолженности за газ перед РАО "Газпром" с выходом на стабильную оплату текущих платежей ПЭО "Татэнерго" и предприятием "Таттрансгаз". Стабилизированы поставки газа в республику с частичным увеличением лимитов.
Большое внимание в прошедшем году уделялось предприятиям оборонного комплекса. В конце 1997 года Правительством России одобрен проект Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности. Сейчас эта программа конкретизируется Министерством экономики Российской Федерации. Туда же направлены соответствующие предложения от республики, уточняющие место каждого из наших оборонных предприятий.
Определен перечень конверсионных программ предприятий республики с целью их дальнейшего финансирования за счет средств федерального бюджета.
Кабинету Министров, Министерству экономики, Департаменту промышленности и руководителям оборонных предприятий следует приложить максимум усилий к тому, чтобы намеченное нашло отражение в соответствующих федеральных программах.
В целом направление реструктуризации военно-промышленного комплекса представляется через концентрацию оборонной тематики, государственного оборонного заказа, мобилизационных мощностей на ряде стратегически важных производств, сохранивших высокий технический потенциал. Такие производства должны быть сохранены и преобразованы в федеральные казенные предприятия. Предприятия, имеющие широкую номенклатуру продукции и уже активно работающие в гражданском секторе, должны быть акционированы с закреплением определенных пакетов акций в государственной собственности.
В настоящее время такая работа уже проводится по акционированию НПО "Элекон", Зеленодольского завода имени Серго, Альметьевского завода "Радиоприбор".
Определенный опыт реформирования организационной структуры накоплен в Казанском оптико-механическом заводе, НПО им.Ленина.
Значительный удельный вес в экономике республики занимают предприятия автомобилестроения. Тяжелейшее финансово-экономическое положение, в котором оказалось одно из бюджетообразующих предприятий Татарстана - акционерное общество "КАМАЗ", потребовало реформирования его организационной структуры с приданием ряду его заводов самостоятельного статуса, созданием Торговой компании. Проводится работа по реструктуризации его задолженности коммерческим банкам и бюджетам всех уровней, урегулированию взаимоотношения "КАМАЗа" с иностранными партнерами по ранее принятым обязательствам.
В наступившем году правительство Татарстана запланировало значительную помощь "КАМАЗу". В республиканском бюджете предусмотрен ряд мер, включающих в себя льготную ставку по налогу на имущество, инвестиционный налоговый кредит по платежам в целевые бюджетные фонды Татарстана, платежам по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, зачисляемым в бюджет республики. Предпринимаются и другие меры по выводу "КАМАЗа" из кризиса. Достижение поставленной задачи теперь во многом зависит от руководства этого акционерного общества.
Большая роль отводится проекту создания в г.Елабуге производства легковых автомобилей. В настоящее время ведется активная работа по привлечению иностранных кредитов для закупки оборудования на совместном предприятии "Елаз-Дженерал Моторз".
Говоря о проблемах структурной перестройки промышленности, следует отдельно остановиться на такой сфере, как отраслевая наука.
К сожалению, огромный научно-технический потенциал ряда научных организаций теперь во многом не востребован. В результате прекращения централизованного финансирования остановлены многие научные исследования. В целом следует сказать, что в условиях рыночных отношений роль и место, которые традиционно отводились НИИ и КБ в общей системе народного хозяйства страны, в значительной степени перестали соответствовать реальной экономической обстановке.
Все это обуславливает необходимость пересмотра подходов к задаче государственного регулирования данной сферы. Госкомимуществом Республики Татарстан определяется целесообразность сохранения того или иного института, конструкторского бюро, выявляется их оптимальный статус с точки зрения формы собственности, ведомственной принадлежности. Чтобы по-хозяйски распорядиться теми немалыми площадями, которые находятся на балансе научных организаций, проводится их полная инвентаризация.
В итоге мы выйдем на государственную аккредитацию научных организаций. Те организации, которые подтвердят наличие своего научного потенциала, актуальность проводимых исследований и разработок, будут аккредитованы и вправе рассчитывать на соответствующую государственную поддержку. Что касается остальных, будут приняты меры по их реорганизации, перепрофилированию или ликвидации.
Для исправления сложившейся ситуации в легкой промышленности разрабатываются республиканские программы, реализация которых позволит обеспечить сырьем предприятия отрасли, обновить основные фонды, что должно привести к увеличению объемов производства.
Основным направлением работы в спиртовой и ликеро-водочной промышленности в прошедшем году было восстановление государственной монополии в сфере производства и оборота алкогольной продукции. В этих целях создано государственное унитарное предприятие "Татспиртпром", объединяющее 17 заводов отрасли.
В 1997 году практически закончена передача имущества предприятий отрасли в государственный сектор. За счет жесткого контроля за работой предприятий "ПО "Татспиртпром" увеличились поступления акцизов в республиканский бюджет.
В целях прекращения сбыта фальсифицированной алкогольной продукции организованы оптовые склады и фирменная продажа продукции республиканских товаропроизводителей почти в 200 торговых точках в районах и городах республики.
Разрабатывается краткосрочная программа развития спиртовой и ликеро-водочной промышленности на текущий год и долгосрочная программа развития отрасли до 2000 года.
По-прежнему, устойчиво развивался агропромышленный комплекс республики. Впервые в истории Татарстана в 1997 году обеспечен валовый сбор зерна в количестве 6,3 млн.тонн при средней урожайности в 37,5 центнера с гектара.
Урожайность зерновых повысилась на 9,1 центнера с гектара. На душу населения собрано 1,6 тонны зерна, что в 2,6 раза больше, чем в среднем по России.
Создана прочная база для производства животноводческой продукции. Все это гарантирует бесперебойное обеспечение в текущем году населения республики основными продуктами питания.
В целом валовая продукция сельского хозяйства в 1997 году возросла по сравнению с 1996 годом на 9 процентов.
Продолжалось строительство мостового перехода через реку Кама, реконструкция аэропорта "Казань". Началось строительство Казанского метро.
По-прежнему, в центре внимания руководства республики находились социальные вопросы. Успешно реализуются провозглашенные нами программы по ликвидации ветхого жилья и газификации районов, городов и сельских поселений. Из ветхого жилья переселено свыше 4,4 тысяч семей, в том числе в Казани -3,4 тысячи, что значительно больше, чем в 1996 году. Почти на 14 процентов увеличилась протяженность вводимых в эксплуатацию газопроводов, на 25 процентов возросло число квартир, газифицированных на селе.
Больше, чем в 1996 году, введено в эксплуатацию общеобразовательных школ.
В 1997 году продолжалось интенсивное развитие средств связи. Объем освоенных капитальных вложений в эту сферу удвоился по сравнению с 1996 годом, при этом 90 процентов составили собственные средства предприятий связи. За счет широкого привлечения средств населения успешно реализуются Президентская Программа "Российский народный телефон" и соответственно Указ Президента Республики Татарстан от 3 февраля 1997 г. Реализовано облигаций телефонного займа на сумму более 82 млрд.рублей, что составляет 39 процентов освоенного годового объема всех инвестиций в эту отрасль.
За год введено в эксплуатацию 80,5 тыс.телефонных точек против 55,3 тыс.точек в 1996 году (рост на 45%), что равно количеству точек, введенных в Саратовской, Самарской областях и Удмуртской Республике вместе взятых.
Практически завершается обеспечение районов республики автоматической междугородной телефонной связью. Введение новых телевизионных ретрансляторов и радиорелейных линий позволило увеличить охват населения республики местным телевизионным вещанием до 97 процентов (в 1994 году - 83, в 1995г. - 90, в 1996г. - 94 процента).
Таким образом, результаты, достигнутые в 1997 году, свидетельствуют о том, что в экономике республики произошел ряд существенных качественных изменений, нацеленных на повышение ее устойчивости.
Вместе с тем, нам не удалось в полной мере достигнуть тех рубежей, которые мы наметили на 1997 год. По-прежнему, в тяжелом экономическом положении находятся многие предприятия оборонного комплекса и легкой промышленности. Имеются серьезные проблемы с развитием малого и среднего предпринимательства. Все еще высок удельный вес неденежных платежей в бюджет, что явилось причиной имевших место в отдельных районах, хотя и краткосрочных, задержек с выплатой заработной платы работникам бюджетных учреждений, несвоевременной выдачи пенсий и пособий.
К сожалению, все еще остается высокой задолженность по заработной плате в ряде производственных коллективов. Не проявляют должной настойчивости в этом и профсоюзные организации, которые мирятся с таким положением и не добиваются безусловного выполнения коллективных договоров. В отдельных случаях они могли бы более жестко ставить вопрос соответствия некоторых руководителей занимаемой должности.