Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1998 г. > NN8-9 за период 16.02.98-02.03.98 > Ежегодное послание Президента РТ Госсовету, 10 февраля 1998 года > Задачи в области экономики
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН М.Ш.ШАЙМИЕВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ
(10 февраля 1998 года)
Задачи в области экономики
Главными задачами экономической политики в текущем году являются дальнейшее построение социально-ориентированной экономики с устойчивым типом роста, оздоровление финансов предприятий, обеспечение доходов граждан, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, создание эффективных рыночных институтов при активной регулирующей роли государства.
При этом величина валового регионального продукта должна возрасти на 1,7 процента, а объем промышленной продукции - на 4 процента.
Приватизация государственной собственности остается одним из важнейших инструментов реформирования экономики. Сегодня в республике на базе приватизированных государственных предприятий образовано 728 акционерных обществ, 85 обществ с ограниченной ответственностью. Приватизированными предприятиями производится более 75 процентов объемов промышленной продукции республики; 70 процентов объема продукции перерабатывающих отраслей АПК и услуг, служб агросервиса; в строительном комплексе выполняется 80 процентов строительно-монтажных работ. Однако почти 900 предприятий, подлежащих приватизации, остаются еще в государственной собственности.
В связи с этим необходимо ускорить принятие соответствующего Закона Республики Татарстан и республиканской программы приватизации до 2000 года. Принципиальным отличием их должна быть рыночная направленность, они должны содержать нормативы денежного этапа приватизации и быть ориентированы на поиск реального собственника, стратегического инвестора и рачительного хозяина.
В 1998 году необходимо активизировать работу по реформированию предприятий. Мы сильно запаздываем с ее проведением, что стало особенно заметно в 1997 году, когда многие предприятия республики не достигли прогнозных показателей. Для этого необходимо привлекать на предприятия инвестиции на основе качественно разработанных бизнес-планов, реформировать их управление и структуру так, чтобы они были готовы эффективно освоить капитальные вложения, повысить производительность труда и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Можно найти деньги, но очень сложно потратить их с умом и вернуть с прибылью.
Ответственность за неплатежи, за производство продукции, которая не находит сбыта, во многом лежит на руководителях предприятий. Ищущий, думающий руководитель всегда находит правильное решение. Отрадно отметить, что в республике растет число руководителей, которые уже адаптировались к условиям рынка и обеспечивают высокоэффективную работу своих предприятий. Здесь производство постоянно загружено заказами, своевременно выплачивается зарплата, строится жилье, решаются другие социальные вопросы. К числу таких руководителей относятся Павлов А.Ф.(КМПО),Лаврентьев А.П. (АО "Казанский вертолетный завод"), Кулагин В.К. (ПО "Теплоконтроль"), Титов С.П. (Наб.Челнинский КБК),Каргин Р.А.(АО "Хитон"), Хубулава З.И. (АО "Кондитерская фабрика "Заря"),Капустин Н.Ф. (АО "Вакууммаш") и другие.
С приходом новых руководителей началось оживление производства в АО "Казанькомпрессормаш" (Хисамеев И.Г.),ПО "Радиоприбор" (Апаков Р.У.), ПО "Завод им.Горького" (Алексеев Г.И.), АО "Сантехприбор" (Мухаметзакиров А.К.),АО "Казанский льнокомбинат (Селиваненко Б.С.), ПО "Точмаш" (Гайнетдинов Н.Я.) и другие.
Вместе с тем, необходимо отметить, что руководители ряда предприятий не проявляют должной инициативы и активности в условиях рынка, не занимаются стратегическим анализом, который позволял бы принимать оптимальные решения при быстро изменяющейся ситуации. Тем самым они ставят свои коллективы в трудное положение.
Департаменту промышленности (Каримов А.З.) необходимо ужесточить требования к руководителям при заключении контрактов, постоянно отслеживать выполнение ими принятых на себя обязательств, принимать своевременные и строгие меры в отношении тех, кто проваливает дело, вплоть до досрочного расторжения контрактов. Правительству республики пора разработать четкие критерии и требования к предприятиям, которые претендуют на государственную поддержку, а также пакеты акций которых находятся в государственной собственности. Эти критерии должны включать: обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, четкое разграничение ответственности учредителей и управляющих, ведение бухгалтерского учета и отчетности по международным стандартам, реструктуризацию предприятий.
Госкомимуществу Республики Татарстан (Фаттахов И.Б.) нужно смелее передавать государственные пакеты акций в трастовое управление уже проявившим себя, эффективно работающим и энергичным управленцам из числа предпринимателей.
На основе положений Концепции реформирования предприятий, утвержденной Правительством Российской Федерации, в республике должна быть разработана программа конкретных действий в данном направлении.
Никем не отслеживается кредитная история предприятий, что создает трудности при определении целесообразности предоставления государственных кредитов. Эту работу должно взять на себя одно из республиканских ведомств, например, Департамент промышленности совместно с Минфином .
В прошлом году в республике наметилась положительная тенденция расширения производства за счет образования новых компаний и новых производств. Такому процессу будет оказываться всемерная поддержка. Мы создали условия для образования новых компаний, в том числе в ведущей отрасли экономики республики - нефтяной. Это важно, поскольку в 1998 году предстоит осуществить переход от стратегии стабилизации добычи нефти к ее росту за счет действующих совместных предприятий и ускоренного освоения новых месторождений вновь создаваемыми независимыми компаниями. При этом надо создать благоприятные условия развития небольших нефтяных компаний и акционерных обществ на основе применения законов Республики Татарстан "Об одобренном инвестиционном проекте", "О защите иностранных инвестиций", раздела продукции по Закону "О нефти и газе", антимонопольного законодательства. Не может быть в стороне от этого процесса АО "Татнефть", обладающая мощным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой на юго-востоке республики. Мы ожидаем от него конкретных действий по наращиванию мощностей этих компаний и увеличению их вклада в рост нефтедобычи. Должны повернуться лицом к этой проблеме, оперативно решать вопросы Геолком, Госгортехнадзор и другие организации.
Необходимо повысить эффективность использования созданных мощностей и кадрового потенциала нефтяной индустрии республики за счет выхода для поисков, разведки и добычи нефти за пределы Татарстана.
В текущем году предстоит большая работа по организации добычи нефти на супергигантском Ромашкинском месторождении на условиях Закона о соглашениях о разделе продукции.
Следует ускорить работы по добыче высоковязкой нефти и природного битума с одновременной переработкой всей продукции по специальной технологии, разработанной учеными Татарстана на основе создания специализированного АО "Татнефтебитум".
Чтобы заинтересовать предприятия в наращивании производства, Кабинету Министров республики надо проработать вопрос об освобождении от налога на прибыль и НДС в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан, продукции, произведенной сверх объемов, учтенных при утверждении прогноза социально-экономического развития республики на 1998 год. Правительству необходимо утвердить прогнозные (плановые) показатели для каждого предприятия. Должен быть разработан и утвержден порядок и механизм реализации предоставления этих льгот.
В ближайшее время необходимо рассмотреть и другие конструктивные предложения по стимулированию роста производства продукции, внесенные Ассоциацией промышленных предприятий совместно с Департаментом промышленности.
Одной из важнейших проблем, требующей пристального внимания, является проблема энергосбережения, которой мы, к сожалению, занимаемся пока еще крайне недостаточно. Между тем решение данной проблемы сразу бы дало экономию. Вот над чем надо поработать в 1998 году Министерству экономики совместно с Министерством строительства и архитектуры, а также производственными объединениями "Татэнерго" и "Татжилкомхоз".
Республика должна уделять больше внимания защите своих товаропроизводителей через развитие системы государственного заказа, который надо распределять исключительно на конкурсной основе.
Как показала практика, в результате конкурсных торгов на открытых аукционах цены на конкретные виды размещаемой продукции снижаются на 20-30 процентов от первоначальных. В 1997 году мы фактически только начали проводить эту работу.
Богатство Татарстана - его земля. По результатам проведенной оценки стоимость земли в республике составляет 77 млрд.долларов США. Только собственность крестьян на нее поможет полнее раскрыть потенциал сельского хозяйства республики. Многое уже сделано. Более 60 процентов хозяйств изменили свою организационно-правовую форму. В ходе их реформирования выделились и работают около 1100 фермерских хозяйств. Большинство фермеров показывают высокую производительность труда, имеют хорошую урожайность зерновых и овощей, высокий темп роста производства мяса и молока.
Важнейшей задачей в этом году будет продолжение реформы АПК. Земельный кодекс Республики Татарстан должен решить вопрос о земле. Проведенные совещания в Альметьевске, Казани, всенародное обсуждение проекта Земельного кодекса еще раз подтвердили, что сегодня отсутствие рынка земли серьезно тормозит инвестиции в агропромышленный комплекс.
До начала весенне-полевых работ необходимо осуществить институциональные преобразования, создать условия для того, чтобы рынок земли заработал. Надо провести интеграцию отдельных технологических звеньев в агропромышленном комплексе в цепи производства, переработки, торговли, банковских структур, организовать машинно-тракторные станции, обеспечить развитие ипотечного кредитования и лизинга. Здесь большую роль должно сыграть открытие Земельного банка.
Важный и социально значимый вопрос, требующий пристального внимания, - капитальное строительство и, в первую очередь, финансируемое из бюджета республики.
В условиях дефицита средств необходимо изменение подходов к их расходованию с целью максимально эффективного использования. Прежде всего, в 1998 году надо обеспечить ввод затянувшихся по срокам строительства объектов. Долгострои нам дорого обходятся.
Необходимо снижать и стоимость строительства. Поэтому, в целях повышения заинтересованности подрядчиков, заказы практически на все строящиеся объекты должны предоставляться на конкурсной основе. Возможности создания конкуренции среди строительных организаций есть, и они в полную меру должны быть использованы. Правовая база для этого тоже есть. В этой связи вряд ли является правомерной попытка повысить индексы стоимости строительно-монтажных работ для расчетов между заказчиками и подрядчиками по объектам, финансируемым из бюджета и внебюджетных фондов.
Надо упорядочить учет и систему налогообложения при строительстве и эксплуатации индивидуальных жилых домов и коттеджей. Кабинет Министров и органы исполнительной власти на местах должны ужесточить учет имеющихся и строящихся индивидуальных домов и коттеджей. Совершенствуя систему налогообложения, необходимо придерживаться принципов социальной справедливости, не ущемлять интересы малоимущих слоев населения, людей со средним достатком. Лица, имеющие дорогостоящие коттеджи, должны платить налог на имущество в зависимости от его стоимости в 2-3 раза больше, чем обладатели обычных жилых домов. Во всем мире за собственность платят и хорошо платят. Надо поручить бюро технической инвентаризации (БТИ) городов и районов, не дожидаясь полного завершения строительства, оценивать стоимость коттеджей ежегодно по мере освоения. При этом следует определить минимальную сумму, свыше которой начинается прогрессивное налогообложение.
Особая роль в создании благоприятного инвестиционного климата отводится принятию Государственным Советом республики закона "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан". Данный законопроект предусматривает льготное налогообложение юридических и физических лиц, реализующих инвестиционные проекты, в том числе и финансово-кредитных учреждений, предоставляющих инвестиционные кредиты. Льготы должны распространяться не только на иностранных, но и на внутренних инвесторов, о которых мы подчас забываем.
Слабо поставлена работа по привлечению в инвестиции сбережений населения. В лучшем случае часть этих денег сейчас работает на финансовом рынке, минуя производство. Правительство должно проработать данный вопрос, предложить свою программу действий. Здесь может помочь и развитие рынка страховых услуг в республике. Долгосрочное страхование жизни является большим потенциальным источником инвестирования.
В настоящее время ведется работа по созданию залогово - страхового фонда Республики Татарстан в виде золотого резерва, использование которого позволит на более выгодных условиях привлекать иностранные инвестиции в республику.
Важный момент привлечения инвестиций, который должен активно использоваться, - выход акций предприятий республики на российские и зарубежные фондовые биржи. Кризис на мировых финансовых рынках, на ведущих фондовых биржах мира ярко продемонстрировал, насколько глубоко интегрирована сегодня экономика Татарстана в общемировую экономическую систему. Учитывая, что подобные кризисы периодически повторяются, республике необходимо постоянно анализировать ситуацию на финансовых рынках мира и выработать свою стратегию действия на нем.
Следует активно развивать инфраструктуру и инструменты республиканского фондового рынка. Необходимо создание крупной республиканской фондовой биржи, внебиржевой торговой системы, центров раскрытия информации об эмитентах, доведение до общероссийских и мировых стандартов учетной системы (депозитарии и регистраторы республики). При этом активную роль должно сыграть государство, поддерживая реализацию этих проектов.
В целях продвижения акций предприятий республики на российский и зарубежный рынки надо привлекать в качестве официальных маркетмейкеров профессиональных участников фондового рынка Республики Татарстан. Это позволит полнее обеспечить экономические интересы Татарстана на фондовом рынке и сконцентрировать доход от операций с акциями в республике.
В текущем году предстоит многое сделать по совершенствованию управления собственностью государства.
Как показала инвентаризация государственного имущества, принадлежащего Республике Татарстан, проведенная по международным стандартам оценки, его общая стоимость составила на 1 января 1998 года около 400 трлн.рублей. К сожалению, таким огромным богатством мы еще не научились управлять.
Процессы экономических преобразований требуют от государства новых подходов к вопросам, связанным с регулированием рынка недвижимости. Здесь свою активную роль призван сыграть недавно созданный Департамент недвижимости.
Следует предусмотреть более жесткую систему ответственности за нерачительное управление и распоряжение государственным имуществом, долей акций в акционерных компаниях, ужесточить ответственность наемных должностных лиц за эффективность управления имуществом предприятий перед их акционерами, трудовыми коллективами, государством.
Все более возрастающую роль в структурных преобразованиях должно играть развитие малого предпринимательства. Однако число субъектов малого бизнеса в республике никак нельзя назвать удовлетворительным. Еще слишком мало людей идут в предприниматели, организуя свой бизнес. Те же, кто на это решается, получают слабую поддержку со стороны государственных органов республики. До сих пор нет утвержденной Правительством республики Программы государственной поддержки малого предпринимательства. Не терпит отлагательства вопрос обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, сокращения "теневой" экономики.
Мало уделяется внимания развитию предпринимательства на местах. Так, если удельный вес поступления налогов и других платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объеме мобилизованных финансовых ресурсов в Набережных Челнах составляет 24,5%, в Казани - 19%, то в большинстве городов этот показатель гораздо меньше (Лениногорск - 6,5%, Альметьевск - 6,3%, Азнакаево - 1,2%). Необходимо, чтобы главы администраций районов и городов более глубоко вникали в проблемы предпринимателей, активизировали поддержку малому и среднему бизнесу, ведь это реальный источник увеличения доходов регионов и роста занятости населения.
Своевременное принятие Закона о бюджетной системе Республики Татарстан на очередной финансовый год и качественное исполнение доходов и расходов бюджета является основой успешной реализации стоящих перед республикой задач по социально-экономическому развитию и повышению благосостояния населения не только на текущий, но и на последующие годы.
В результате исполнения бюджета 1998 года должно быть обеспечено оздоровление финансово-бюджетных отношений.
Состояние хозяйственных связей предприятий, доведение до критической черты бартера и взаимных зачетов с большой долей участия векселей привело к удорожанию продукции и падению конкурентоспособности наших товаров. Это не могло не сказаться и на расчетах с бюджетом. Платежи "живыми" деньгами в прошлом году составили 43,2 процента. Такое положение далее не может быть терпимым. Проведение прямых зачетов, связанных с выполнением государственного заказа и целевых республиканских программ, должно осуществляться лишь в порядке исключения с разрешения Кабинета Министров Республики Татарстан.
Необходимо усилить работу республиканских органов власти по сбору налогов. Местным органам надо принимать адекватные меры, направленные на полное поступление в бюджет обязательных платежей. Особенно это касается дотационных регионов, которые не должны превращаться в бездействующих потребителей. Чтобы стимулировать сбор налогов, необходимо объемы финансирования из республиканского бюджета сделать пропорциональными сбору доходов на уровне каждого района и города.
Важной проблемой является повышение эффективности управления государственным портфелем ценных бумаг. В настоящее время государство получает недопустимо низкий доход от своей доли владения акциями, долями, паями. В фонд приватизации в 1996 году от государственного пакета акций, составляющего около 643 млрд.руб. по номинальной стоимости, поступил доход на сумму около 20 млрд.руб. или 3%, за 10 месяцев 1997 года - 94 млрд.руб., или 14,6%. Учитывая, что в государственном портфеле значительную долю составляют крупные эмитенты, рыночная стоимость акций которых значительно превышает номинал, республика могла бы получать существенные доходы от управления госпакетом.
Бюджет 1998 года мы впервые приняли с учетом действия Закона Республики Татарстан "О государственном долге Республики Татарстан".
В вопросах долговых обязательств Республики Татарстан должен быть неукоснительно соблюден взвешенный и ответственный подход.
Стратегия финансовой политики республики в условиях рыночной экономики невозможна без обеспечения страховой защиты материального производства, окружающей среды и природных ресурсов, благосостояния и здоровья граждан, коммерческой деятельности предпринимательских структур. При отсутствии такой защиты убытки (а они могут быть весьма крупными) от непредвиденных обстоятельств и стихийных бедствий полностью возмещаются за счет средств бюджета. Таким образом, страхование необходимо рассматривать как один из важнейших финансово-кредитных ресурсов рыночной экономики республики.
Не удовлетворяет нас система расходования государственных бюджетных средств. Негативные последствия сегодняшней системы финансирования налицо: усложнен контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями кредитов, существует возможность их нецелевого использования и злоупотреблений, отсутствует оперативная информация о полученных доходах и произведенных расходах. Кроме того, недопустимо большой пробег бюджетных средств до конечных получателей и нерационально большой уровень остатков бюджетных средств на счетах в банках зачастую приводит к срыву выдачи заработной платы, росту социальной напряженности и, в конечном итоге, к финансовой децентрализации государственной власти.
Большинство из этих недостатков позволит устранить казначейская система исполнения бюджета. Сначала она должна быть внедрена на уровне республиканского бюджета, затем на уровне местных бюджетов и проведена практически без увеличения штатной численности финорганов.
Кабинету Министров, главам администраций городов и районов необходимо оказать всяческое содействие скорейшему внедрению казначейской системы исполнения бюджетов всех уровней.
Выделенные в бюджете средства должны доходить до назначения в полном объеме и своевременно, не "усыхая" по пути от разных непонятных "инициатив" чересчур оперативных работников ведомств. Особенно это касается финансирования социальной сферы.
В текущем году при исполнении бюджета важно не только обеспечить качество и полноту предусмотренных расходов, но и подвергнуть их рационализации, упорядочить систему льгот и компенсаций, усилить социальную поддержку наименее защищенных слоев населения.
Должна быть активизирована реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Там находятся большие резервы, которые можно направить на улучшение обслуживания населения. Реструктуризация управленческой структуры ЖКХ, внедрение ресурсосбережения позволит снижать нагрузку на расходную часть бюджета республики.
Одним из резервов уменьшения дефицита бюджета является сокращение расходов на государственное управление. Правительству, соответствующим Комиссиям Государственного Совета надо еще раз внимательно проинвентаризировать не только расходы на управление, но и льготы, предоставленные работникам госуправления различными нормативно-правовыми актами, включая Закон "О государственной службе".
Дальнейшее развитие экономики Республики Татарстан в условиях рынка во многом зависит от потенциала банковской системы, ее стабильности, возможности активного участия в решении проблем на производстве и в социальной сфере.
Проведенная банками работа по мобилизации ресурсов позволила решить в республике проблему с выплатой долгов по пенсиям, оказать финансовую поддержку внебюджетному жилищному фонду, погасить значительную часть задолженности работникам бюджетной сферы и предоставить крупные кредиты предприятиям производственной и социальной сфер. Сегодня кредитные вложения в экономику республики составляют около 3,5 триллионов рублей против 2,7 триллионов рублей в 1996 году.
В 1998 году необходимо продолжить курс на дальнейшее укрупнение банков, повысить их конкурентоспособность, имея в виду увеличение концентрации капитала с тем, чтобы банки могли в большем объеме кредитовать имеющиеся в республике и заслуживающие внимания проекты.