Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1998 г. > NN8-9 за период 16.02.98-02.03.98 > Ежегодное послание Президента РТ Госсовету, 10 февраля 1998 года > Социальная ориентированность экономического развития - особенность курса реформ республики
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН М.Ш.ШАЙМИЕВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ

(10 февраля 1998 года)

Социальная ориентированность экономического развития - особенность курса реформ республики

Оценивая состояние и тенденции в социальной сфере, следует отметить, что для истекшего года было характерно создание экономических предпосылок для решения социальных проблем.

Уровень жизни населения несколько стабилизировался.

Повысилась социально-экономическая активность трудоспособного населения, не произошло резкого роста безработицы, сохранены основные социальные институты, обеспечивающие воспитание, образование, охрану здоровья детей, молодежи и взрослого населения. Наметились положительные тенденции к развитию сферы социального обслуживания, сохранен потребительский рынок, полностью обеспечивающий потребности населения в продуктах питания и предметах первой необходимости.

В 1997 году значительно лучше финансировались защищенные статьи бюджета.

Начали развиваться негосударственные учреждения образования, здравоохранения, других социально-культурных отраслей. У населения появилась возможность выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха.

Для обеспечения определенного качества жизни населения в прошлом году удалось решить ряд важных задач, чтобы остановить наметившуюся в начале 1996 года тенденцию падения уровня жизни нашего населения.

В соответствии с Законом Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" увеличен минимальный размер оплаты труда, в том числе и работников бюджетной сферы, до уровня прожиточного минимума члена типовой семьи.

В результате среднемесячные доходы на душу населения возросли по сравнению с 1996 годом на 20,4 процента и составили 666,4 тыс.рублей (1996 г. - 553,6 тыс.рублей). В ноябре 1997 года на 22,5 процента возросла среднемесячная заработная плата по сравнению с ноябрем 1996 года и составила 930,3 тыс.рублей.(по Российской Федерации 997,8 тыс.руб.)

Стоимость месячного набора из 25 основных продуктов питания в Татарстане оставалась одной из самых низких в Российской Федерации и составила в ноябре 176,3 тыс.руб. (В среднем по Российской Федерации - 272,8 тыс.руб.). При этом индекс потребительских цен за 1997 год увеличился в республике на 17,5%.

Почти в 2 раза увеличены размеры пособий семьям с детьми и другим малообеспеченным категориям населения, предусмотренные Программой адресной социальной защиты населения. С 1 мая 1997 года неработающим пенсионерам выплачиваются компенсации в виде чеков на продовольственные товары и жетонов на оплату жилищно-коммунальных услуг. К концу 1997 года численность населения, получающего компенсации, составила 538,8 тыс.человек или 14,3 процента всего населения республики, в том числе 382,3 тыс.пенсионеров (40,8 процента состоящих на учете в республике пенсионеров); 122,4 тыс.детей (14,4 процента детей); 27,7 тыс.студентов (21,6 процента студентов республики).Кабинету Министров, соответствующим ведомствам необходимо отработать четкий механизм отоваривания чеков и устранить недостатки в этом важном деле.

Стабилизировалось соотношение доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения, которое составило 9,4 раза (РФ -12,7).

Покупательная способность денежных доходов, определяемая соотношением величины среднедушевых денежных доходов с денежной оценкой прожиточного минимума на душу населения, по предварительным данным, в декабре составила 2,9 по сравнению с 2,2 в 1996 году.

В прошедшем году уровень безработицы составил 2,2 процента от численности экономически активного населения ( в Российской Федерации 2,8 процента). Это явилось следствием, прежде всего, некоторой стабилизации экономики, сдерживания высвобождения работников предприятиями и организациями республики, активизацией работы по трудоустройству безработных граждан.

Главными целями социальной политики текущего года, по-прежнему, являются:

достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской;

существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Реальные располагаемые денежные доходы населения должны возрасти на 2,8 процента.

Необходимо в самое ближайшее время принять кардинальные решения по реформированию системы оплаты труда, предусматривающие изменение законодательства о труде и заработной плате, широкое внедрение контрактной системы найма, профессиональную аттестацию управленцев всех уровней, введение системы межотраслевых тарифных соглашений, повышение роли коллективных договоров, заключаемых непосредственно на предприятиях, совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам нормирования труда и заработной платы.

В текущем году предстоит обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней численности персонала в связи со структурной перестройкой экономики.

Государственному комитету по труду и занятости Республики Татарстан (Захаров Б.Ф.) следует ускорить разработку государственной программы занятости в Республике Татарстан до 2000 года, активизировать работу по переподготовке и повышению квалификации кадров.

В соответствии со ст.2 Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" предстоит ввести новый механизм оценки нуждаемости семей, который призван искоренить иждивенчество граждан и повысить их личную ответственность за свое материальное благополучие, оказывать адресную социальную защиту действительно нуждающемуся населению.

Одновременно необходимо поэтапно вводить в качестве индикатора оценки деятельности хозяйствующих субъектов уровень средней заработной платы не ниже минимального потребительского бюджета.

Нельзя считать нормальной ситуацию, когда средняя заработная плата на предприятии низка настолько, что его работники получают пособия и компенсации по Программе адресной социальной защиты из бюджетных средств, в то время, как само предприятие предоставляет льготы работникам на питание, транспортные расходы, отдых и т.д., да еще отдельные из этих предприятий имеют налоговые льготы.

Кабинету Министров Республики Татарстан необходимо принять меры по недопущению подобной практики.

При этом надо обратить внимание на наличие значительной массы неучтенных доходов, получаемых населением, например, у работодателей, которые практикуют прием граждан на работу без оформления с ними трудовых отношений. Таким образом, растет так называемый "серый рынок труда", в котором по данным Госкомтруда насчитывается около 200 тысяч человек.

Немало у нас и людей, не имеющих официально зафиксированного дохода, но являющихся получателями пособий и компенсаций из бюджетных средств по Программе адресной социальной защиты населения.

В связи с этим необходимо ввести в республике систему декларирования доходов всего населения, завершить работы по созданию республиканского банка данных системы адресной социальной защиты и разработать механизм стимулирования работодателей по упорядочению трудовых отношений с наемными работниками. Это тем более необходимо в условиях проведения персонифицированного учета страховых взносов в Пенсионный фонд и требований нового пенсионного законодательства.

В области пенсионного обеспечения предстоит ужесточить требования по сбору страховых взносов в Пенсионный фонд и обеспечить своевременность выплаты пенсий почти миллиону наших граждан. Между тем отдельные города и районы выполняют свои обязательства перед Фондом лишь на 35-50 процентов.

Неудовлетворительно поступают платежи из Набережных Челнов, Нижнекамска, Сабинского, Арского и Балтасинского районов.

Разве можно считать нормальным положение, когда такой город, как Заинск, постоянно находится на дотации, хотя мог бы обеспечить себя полностью необходимыми средствами.

Глава Мамадышского района (Губайдуллин Э.С.), превышая свои полномочия, издает распоряжения, которыми ограничивает перечисление средств в Пенсионный фонд, тем самым усугубляя материальное положение пенсионеров, проживающих в районе.

Есть серьезные претензии к банкам, которые, идя на поводу глав администраций, нарушают установленный порядок перечисления средств Пенсионному фонду.

Правительству Республики, Пенсионному фонду (Алексеев В.К.), главам администраций городов и районов необходимо принять все меры для увеличения поступлений платежей в Фонд, сокращения задолженностей предприятий и организаций перед ним, своевременной выплаты пенсий.

Необходимо решить вопросы создания в республике единой системы пенсионного обеспечения населения, включающей сбор страховых взносов, назначение и выплату пенсий. Эксперимент, проведенный Советским (г.Казань) и Высокогорским районами, доказал эффективность данной системы.

В последние годы приняты значительные меры по социальной поддержке семьи, женщин и детей. В 1997 году на пособия и компенсационные выплаты детям, многодетным матерям, беременным женщинам, неработающим трудоспособным лицам, ухаживающим за детьми, на организацию питания в школьных столовых, отдых детей, содержание детей работников бюджетной сферы в ведомственных детских садах израсходовано более 193 млрд.рублей из средств республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Удельный вес расходов на социальную сферу, в том числе на детей, в 1997 году составил соответственно 40% и 26,4%, а на 1998 год предусмотрено 49% и 32%.

Государственная политика в отношении семьи, женщин и детей будет направлена на создание условий для обеспечения жизнедеятельности, повышения уровня и улучшения качества жизни семьи, ее поддержку, особенно молодой, с целью развития и реализации ее потенциала самообеспечения. При этом приоритет будет отдан детям.

С этой целью разрабатывается комплексная программа под общим названием "Дети Татарстана". Необходимо в ближайшее время принять и обеспечить приоритетность ее реализации.

В последнее время возросло количество учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов, семей с детьми. Введены в действие новые стационарные учреждения для ветеранов, открыты территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи, внедряются новые социальные технологии.

Необходимо объединение усилий Министерства социального обеспечения, Министерства образования, Госкомитета по делам детей и молодежи для последовательной реализации мер по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. При этом необходимо учитывать возможность более активного привлечения средств граждан для расширения спектра предоставляемых услуг, повышения их качества, более полного учета индивидуальных потребностей человека.

Первого февраля 1998 года введена в действие статья 22 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которой на 270 тысяч человек оформлены материалы на получение звания "Ветеран труда", им предоставляются определенные льготы. На эти цели в бюджете республики предусмотрено 74 млн.рублей. В настоящее время в республике проживает более 500 тысяч ветеранов войны, которые получают льготы из бюджета республики. Для решения проблем пожилых граждан предстоит завершить и приступить к реализации республиканской целевой программы "Старшее поколение".

Особого внимания требуют проблемы инвалидов. Их у нас свыше 200 тысяч. Необходимо продолжить практику формирования государственного заказа для предприятий, использующих труд инвалидов, стимулирования предприятий на сохранение и создание новых рабочих мест для них, обеспечить поддержку общественных объединений инвалидов. Политика Правительства республики в решении проблем инвалидности и инвалидов будет направлена на обеспечение для них равных с другими гражданами возможностей в реализации их гражданских, экономических, политических и других прав, предусмотренных Конституцией Республики Татарстан, действующим законодательством.

Недавно принято постановление Правительства республики о создании Государственной службы медико-социальной экспертизы, которая должна стать единым органом по проведению государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Нередко в средствах массовой информации, а также во время встреч с населением высказываются мнения, что в республике, якобы, система льгот по защите социально-уязвимых слоев населения уступает аналогичной системе в Российской Федерации. В связи с этим следует подчеркнуть, что в Татарстане сложилась практика предоставления за счет республиканского бюджета льгот для различных категорий населения сверх установленных действующим федеральным законодательством.

Уже с 1992 года лицам, награжденным за доблестный труд в годы войны орденами и медалями, предоставляется 50-процентная скидка при оплате жилья и коммунальных услуг, стоимости лекарств, чего нет в Российской Федерации. С 1996 года льготы, предоставляемые участникам войны, распространяются на бывших несовершеннолетних узников фашизма.

Дополнительные меры социальной поддержки приняты к реабилитированным и жертвам политических репрессий, в том числе детям, чьи родители расстреляны по политическим мотивам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварий на Чернобыльской АЭС и ПО "Маяк". Установлен ряд дополнительных льгот для некоторых групп инвалидов в части приобретения автомобилей и компенсаций в виде чеков.

Предусмотрены ежемесячные компенсационные выплаты в виде чеков и жетонов неработающим женщинам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, неработающим трудоспособным лицам, воспитывающим 3 и более детей в возрасте до 16 лет или осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.

Если в Российской Федерации семьи с 3 и более детьми имеют 30-процентную скидку по оплате жилой площади и коммунальных услуг, то в республике наряду с этим семьи с 5 и более детьми имеют 50-процентную скидку, а с 10 и более - пользуются жилой площадью и коммунальными услугами бесплатно.

В республике для семей с детьми оплата за пользование детскими дошкольными учреждениями, летними оздоровительными лагерями установлена в размере 10 процентов от их стоимости, в Российской Федерации - 20 процентов. Имеются и другие дополнительные льготы.