Общество > История > Исторические города и поселения. Историко-культурные комплексы > Историко-культурные комплексы > Раифская обитель
Раифская обитель
На берегу Красного моря, в двух днях пути от великого Синая место имеет быть, Раифой называемое. Именуется Раифой и святая обитель на берегу озера Сумского, что верстах в тридцати от Казани. И ведь надо же быть такому совпадению, что и в той и в другой Раифах погибли от рук нехристей преподобные святые отцы, о коих память ныне и впредь чтима будет.
А началась обитель с инока Филарета, современника и одноименца по постригу монашескому того самого Филарета, что был отцом первого из государей рода бояр Романовых Михаила. Жил сей будущий инок в Москве. Жил в достатке и довольствии, ибо роду был весьма богатого. А однажды случилось с этим богатеньким гражданином то, чему на Руси примеров немало, а вот в землях иных чего-то и не припомнится: гражданин сей взял да и раздал свое имение бедным, а сам совершил постриг, приняв имя Филарет, и подался в иноки московского Чудова монастыря.
Сколь годов провел Филарет в знаменитой по всей Руси обители - мне неведомо. Однако, думается, не очень долго, ибо тяготился он обилием людским да славой монастырской, а паче - шумством городской жизни, служению Богу мешающей. И Филарет ушел. Ушел вниз по Волге паломником, обошел все монастыри поволжские, а дойдя до Казани, узрел в стенах Кремля его прекрасную обитель, Спасским тогда монастырем именуемую.
И остался здесь. Остался опять-таки ненадолго, ибо смущала его городская суета, и, побыв малость в обители сей, решил Филарет уединиться в леса, коих вокруг Казани немало и поныне. И забрел однажды в место лесистое на берегу озера чистого, и устроил он в этом месте себе для жилья хижину-келью, где и решил служить Богу.
Долго стояла келья отшельника одиноко, только в дни обрядные приходили сюда, на берег озера, черемисы-мари своим сорока богам поклониться да жертвоприношения им совершить. Они-то, видно, и разнесли весть о появлении подвижника, и вскоре место сие стало посещаемым, а у Филарета появились почитатели и последователи. Некоторые из них, тоже решившись на жизнь праведную, селились рядом с Филаретом - так и появилась на берегу Сумского озера иноческая пустынь. Случилось это, по одним сведениям, около 1600 года, а по другим - в 1613 году.
А однажды привиделось одному из иноков чудо чудное: будто протянулась из облака огромная рука, которая указала перстом на место едино, а другие поселенцы услышали в это время звон колокольный. И узнав про то, предложил Филарет на месте, куда указал не иначе, как перст Божий, часовню строить для служения утрени, вечерни, что и было исполнено.
Так и жили: собирали грибы да ягоды, возделывали кое-какие огородишки да служили Богу ревностно. А в году предположительно 1659-м умер Филарет, и собрались вокруг него скитники и поклялись продолжать дело духовного наставника своего. А после погребения Филарета в Спасском монастыре обратились они за благословением на основание близ Сумского озера обители монашеской, на что владыко казанский митрополит Лаврентий свое согласие дал, дал и средства, и уже в 1662 году первая на территории монастыря деревянная церковь, освященная во имя Святого Евфимия Новгородского, была построена. Одновременно была построена монастырская стена с двумя воротами и церквами над ними, одна из коих была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, а другая - в честь Преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных, коя и дала название всей обители - Раифская пустынь.
Главной святыней Раифской пустыни была чудотворная Грузинская икона Божьей Матери. История этой иконы такова: "В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии, -пишет В.Переверзев в своей работе "Раифский Богородицкий мужской монастырь: вчера и сегодня", - Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божьей Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил ее приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находившемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя".
По преданию, именно в это время Егор Лыткин, ярославский купец, увидел сей образ во сне, и "ему было открыто, что она (икона. - Л.Д.) находится у его приказчика Лазарева". Лыткин, опять-таки во сне, получает приказание отослать сию икону в Черногорскую обитель Архангельской епархии на Пинеге. По прошествии некоторого времени Лыткин, закрутившись в делах купеческих, о сем откровении забыл, однако когда в 1629 году Лазарев возвратился и показал ему икону, то купец тотчас вспомнил все виденное тогда во сне и, желая исполнить посланное ему свыше приказание немедленно отправился с иконой в Черногорский (позднее - Красногорский) монастырь.
К середине XVII века Грузинская икона Божьей Матери была весьма почитаема, ее носили по разным российским городам с крестными ходами, и казанский митрополита Лаврентий, наслышанный, конечно, о ней, выбрав лучшего иконописца, послал его в Черногорскую обитель снять с чудотворной иконы копию, то есть список, который и был доставлен, по словам В.Переверзева, в Раифскую обитель крестным ходом самим митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа.
Пустынь продолжала строиться, получила еще один деревянный храм, пополнялась насельниками, становилась весьма популярной и почитаемой, однако не имела разряда и не числилась в штате, а посему не обладала ни землей, ни угодьями. Своих сил монахам уже не хватало, и в 1670 году игумен обители Савватий отписал на Москву государю Алексею Михайловичу челобитную со следующим содержанием:
"Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету, строить нечем, скитаются Христовым Именем". Челобитная получила ход, и во владение Раифского монастыря была вначале передана пустошь Свиные Горы у Камы, а в 1674 году монастырю, по другой челобитной, уже от игумена Алексия, отошли близлежащие лес, пашни и луга.
В 1689 году случился в монастыре пожар, напрочь истребивший все строения обители. Над пустынью нависла угроза исчезновения; утварь обители была утрачена, монашествующая братия разбрелась кто куда. Казанский митрополит Адриан начал было поднимать обитель, да в 1690 году был переведен в Москву и возведен на патриарший престол. И только заботами нового митрополита казанского Маркела и трудами настоятеля обители иеромонаха Германа с немногочисленной братией началась новая застройка монастыря, причем каменная. В периоде 1690-го по 1717 год были возведены в обители каменные храмы во имя Пресвятой Богородицы Грузинской, от коей обитель получила наименование Богородицкой, Святых Отцов в Синае и Раифе избиенных, святителя Николая Чудотворца; построены монастырские стены с пятью башнями и три двухэтажных строения под покои настоятеля, трапезную и кельи братии. Довел же Раифскую Богородиц-кую пустынь до истинного благолепия митрополит казанский Тихон, который поставил в ней до десятка церквей, в частности Троицкую с приделом во имя Пресвятой Богородицы Грузинской, придел при Раифской церкви во имя святого Евфимия Новгородского, церковь во имя святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, церковь во имя святого Николая Чудотворца на восточных Святых вратах и церкви во имя Неопалимыя Купины, Тихона Амафунтского, святого апостола Иакова, Страшного Суда, святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа, зачатия Иоанна Предтечи с приделами во имя Ярославских чудотворцев и Алексия, человека Божия, святой мученицы Екатерины.
По данным Казанской епархии, в Раифской пустыни в 1739 году насчитывалось 15 каменных храмов. В 1794 году была построена, на месте пришедшей в ветхость после удара молнии церкви во имя Страшного Суда Господня, "иждивениями" благочестивой казанской мещанки Надежды Киселевой церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Она цела, очень высока, и пройти по храму можно только по узкой лестнице.
В 1842 году по проекту известного архитектора М.П.Коринфского вместо пришедшего в ветхость самого первого на территории обители каменного храма во имя Грузинской Божьей Матери было завершено строительство нового одноименного каменного собора, который и стал местом пребывания главной святыни монастыря - чудотворного образа Грузинской Богородицы. И то, что чудотворная икона находилась здесь, наложило на храм некий божественный отпечаток - во время исполнения церковных песнопений слышится здесь некий голос, звучащий на целую октаву выше и не принадлежащий никому из участников хора.
Предпоследней постройкой Раифской обители была освященная в 1891 году колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия - Архангела Михаила, выстроенная на месте воротной башни монастыря с церковью во имя Николая Чудотворца. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства казанского купца и благотворителя Михаила Атлашкина, и с историей этой колокольни связано одно предание, гласящее, что настоятель обители игумен Вениамин давно планировал перестройку одной из башен, однако за неимением достаточных средств колебался начинать реконструкцию. Не имея подле себя никого, к кому бы можно было обратиться за советом, Вениамин, вспомнив, очевидно, что "устами младенца глаголет истина", решил спросить совета у первого попавшегося дитяти. Повстречав на дороге женщину с маленькой девочкой, Вениамин благословил обеих, а затем спросил у девочки имя. "Мася", - ответила та. "А сколько тебе лет?" Та сказала, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а когда игумен спросил, строить ему колокольню или нет, девочка, не раздумывая, ответила: "Строй". Игумен возвратился в обитель и в тот же день приказал нанимать рабочих и собирать леса. А на следующий день к нему пришел купец Атлашкин и сказал: "Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный кирпич - один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить". "Спаси Вас Господи, - ответил ему обрадованный игумен, - ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен".
13 сентября, по одним сведениям, и 14 сентября 1891 года, по другим, на новую колокольню был поднят крест, а в 1903 году был освящен в честь Архистратига Михаила и в память раба Божия Михаила Тимофеевича Атлашкина престол надвратной церкви. Последней же постройкой обители стал собор во имя Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903-1904 годах по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского. Собор, воздвигнутый на месте старого Троицкого храма в лучших традициях древнерусского зодчества и расписанный по образцам московских церквей XVII века, был освящен 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился своей замечательной акустикой: богослужения, здесь проводимые, слышались, как сказывали сведущие, в радиусе до двух километров.
Но пришел год 17-й века двадцатого, и поползли отовсюду к монастырю кощунники-дезертиры, воруя скот, имущество, церковные деньги и утварь. Раифская братия писала в рапорте Епархиальному совету в декабре 1918 года, что "пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена, ни одной лошади и коровы не оставили, одни пустые стены остались.., и сами Христа ради питаемся". Когда же поймали тех бесчинников местные крестьяне да порвали их в клочья за поругание святынь и имени Христова, послан был в монастырь отряд красноармейцев для расправы с монахами, которые к расправе над мародерами не имели никакого отношения. И опять сбежались с окрестных деревень и сел крестьяне и не дали расстрелять монахов, а когда в самую мятежную деревню Бело-Безводную прибыл карательный отряд из 250 человек, в деревне и обители было уже пусто: мужики укрылись по лесам, а монахи разбрелись по ближними пустыням. И конец бы обители Раифской, да вмешались профессора Казанского университета: в 1919 году появился в нем лесной факультет, для которого и была выпрошена обитель с близлежащими лесами. Монастырь оставили покуда в покое, и вернувшаяся братия возобновила служение Богу. В 1921 году, в продолжение инициативы профессоров, здесь был заложен дендросад, в котором в настоящее время произрастает более 400 видов древесных и кустарниковых насаждений из Северной Америки, Западной Европы и Азии.
В 1924 году в монастырь были переведены волостной исполком, больница и школа из села Ключи, которые заняли почти все хозяйственные постройки обители и кельи. 25 монахов и 18 послушников продолжали свои богоугодные дела, а настоятель монастыря архимандрит Феодосии как мог оберегал от посягательств мирских властей оставшиеся за монастырем постройки. На него писались доносы в НКВД: "Архимандрит Феодосии вносит постоянную смуту в настроения граждан и переносит вопросы чисто религиозные на политическую почву"; имя его неоднократно склонялось в обращениях к власти. Кроме того, на то время только Раифская и Седмиозерная пустыни служили оплотами православия в республике, и при начинающейся кампании тотального атеизма слава Раифской обители не могла не тревожить власти.
Резюме из всего этого было таковым: Феодосия арестовать, монастырь закрыть, что и произошло в июне 1928 года. Однако закрыть-то обитель закрыли, да получили обратный результат: настоятель пустыни и сам монастырь приобрели ореол мученичества, бездомных монахов приютили крестьяне окрестных деревень, а в мятежной деревне Бело-Безводной была организована община, куда вошли семеро из бывших раифских насельников. К ним приходили на исповедь и за советом крестьяне со всей округи, монахи исповедывали, крестили, отпевали и продолжали проповедовать слово Божие.
В мае 1929 года в ТатЦИКе прошли консультации с представителями НКВД о судьбе Раифской пустыни и ее бывших насельников. После этого под разными предлогами и по доносам были арестованы иеромонах Сергий, его сестра монахиня Варвара, послушник Иван Ларионов и другие. Поползли слухи, что арестованных бьют, а Сергия и вовсе расстреляло ГПУ. Крестьяне снова стали возмущаться, и в конце 1929 года власти были вынуждены освободить Сергия под подписку о невыезде. Однако этот акт "доброй воли" властей не успокоил крестьян. Они по-прежнему неохотно шли в колхозы, всячески отвергали антирелигиозную пропаганду. Тогда власти "решили выдвинуть против иноков сразу три обвинения: в агитации против Советской власти, в убийстве 7 красноармейцев в 1919 году и сокрытии монастырского имущества". 23 января 1930 года было арестовано три бывших монаха и еще 16 человек им сочувствующих, однако, как гласили строки обвинительного заключения, "задержание всех этих лиц не произвело того впечатления, которое оно должно было произвести среди монашествующих, так как не прошло и четырех дней, как в Раифе собрались монашествующие в числе 25 человек, которые 27 января после богослужения и были задержаны".
Через месяц, 20 февраля, заседание пресловутой "судебной тройки" ГПУ Татарской АССР приговорило иеромонахов Иосифа, Сергия, Варлаама, Иова, Антония, послушника Петра и двух мирян - Василия Гаврилова и Степана Абрамова к расстрелу. Сергия же терзали еще несколько месяцев, пытаясь выбить из него сведения о монастырской ризнице. Так ничего не узнав от инока Сергия и просто мужественного человека Павла Ивановича Гуськова в миру, его расстреляли 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божьей Матери. Так в XX веке, повторяя подвиг древних Синайских и Раифских Отцов, появились новые раифские мученики. Еще восемь иноков и послушников и около двадцати монахинь, арестованных 27 января 1930 года, были приговорены к концлагерям или высылке в северные края.
Ранее строили добротно, на века. То же относится и к Раифской Богородицкой пустыни - ничто не смогло стереть с лица земли сей монастырь. И пришло время, и нашелся новый Филарет, сумевший разглядеть меж руин и обезглавленных храмов величие и красоту бывшей пустыни. Звали Филарета нашего времени игуменом Всеволодом, и служил он Богу и людям настоятелем Петропавловской церкви города Зеленодольска. И с лета 1990 года начал отец Всеволод хлопотать об открытии монастыря. Когда все документы были собраны, положил их отец Всеволод на сукно стола уполномоченного по делам религий при Совмине республики, а тот переправил их в Москву, в Совет по делам религий при Совмине СССР: пусть-де решают там, ибо не было еще у нашей республики суверенитета.
И надо же - совет дал "добро" на открытие одного храма на территории монастыря! И началось с января 1991 года возрождение обители, а ее настоятелем и строителем стал деятельный игумен Всеволод. Епископом Анастасием был издан указ о сборе средств на реставрацию монастыря. Приходы стали присылать деньги, жертвовали на возрождающуюся обитель и частные лица. Уже 12 мая 1993 года на куполе собора Грузинской Божьей Матери был воздвигнут первый со времен разорения обители крест, а животворящая икона Грузинской Богоматери, чудом сохраненная от поругания в одном из приходских храмов Казани, вернулась в освященный собор. Еще ранее, 4 сентября 1992 года, когда колония-СПТУ только-только покинула монастырские стены, была заново освящена церковь во имя Святых Преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных. А через два года приняли более-менее надлежащий вид монастырская канцелярия и братские кельи; в 1995 году начата реконструкция стен и башен монастыря, и за три последующих года обитель полностью отгородилась от внешнего мира.
К настоящему времени действует Троицкий собор, построена монастырская гостиница и небольшая часовня с голубым куполом над Святым источником, вода в котором, по данным исследований казанских ученых, признана целебной. Примечательно, что часовню над Святым источником освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сентябре 1997 года. Популярность Раифской пустыни не только в Татарстане, но и по всей России неуклонно растет.
Ныне обитель вновь необычайно красива, а ведь еще десять лет назад специалисты оценивали ее сохранность не более чем на 25 процентов. Действительно, на реставрацию монастырских построек потребовалось совсем немного времени. На восстановление же духовных построек в наших сердцах времени потребуется много больше...
Леонид Девятых, "Республика Татарстан", #253-254, 21 декабря 2000 г.