Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1999 г. > "Новости Татарстана" NN4 за период 25.01.99 - 01.02.99
НОВОСТИ ТАТАРСТАНА
Еженедельник информационного агентства "Татар-информ". NN4. 25-01 января 1999 г.

Специальная награда "Самому дипломатичному руководителю 1998 года" присуждена Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву по итогам журналистского рейтинга "Профиль года"
Конкурс "Лучший российский экспортер", проведенный под эгидой Минторговли РФ при участии отраслевых союзов производителей и экспортеров, из 104 претендентов выявил 49 предприятий, наиболее эффективно осуществляющих экспорт на практике и содействующих повышению престижа российского бизнеса за рубежом
Таможенники республики успешно произвели таможенную очистку импортного технологического оборудования на льготных условиях для республиканских предприятий - участников внешнеэкономической деятельности
Что сделано и что предстоит сделать
15 февраля исполняется пять лет со дня подписания Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан"
Есть перспективы для инвесторов
Презентации
Культура
Религия
Туризм
КамАЗ не снижает темпов сборки

Специальная награда "Самому дипломатичному руководителю 1998 года" присуждена Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву по итогам журналистского рейтинга "Профиль года".

Двести экспертов (главные редакторы и журналисты ведущих столичных и региональных СМИ) путем анкетирования определили самые влиятельные и значимые фигуры 1998 года в мире политики и бизнеса. Среди учитываемых критериев - авторитет, способность влиять на ситуацию в стране, популярность за рубежом, успех в бизнесе, умение действовать в кризисных ситуациях, а также лидерские качества.

Конкурс "Лучший российский экспортер", проведенный под эгидой Минторговли РФ при участии отраслевых союзов производителей и экспортеров, из 104 претендентов выявил 49 предприятий, наиболее эффективно осуществляющих экспорт на практике и содействующих повышению престижа российского бизнеса за рубежом. Среди победителей конкурса - Альметьевский насосный завод и Казанский вертолетный завод.

Таможенники республики успешно произвели таможенную очистку импортного технологического оборудования на льготных условиях для республиканских предприятий - участников внешнеэкономической деятельности.

Стоимость такого оборудования в Татарстане (а предназначалось оно для завода малолитражных автомобилей в Челнах, АО "Татинком", "Оргсинтез", "Точмаш", "Красный Восток" и ряда других) составляла около 20 миллионов долларов.

Что сделано и что предстоит сделать

"Пять лет пролетели как пять дней, и многое, что мы не успели, еще предстоит сделать", - сказал председатель Государственного совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин 2 февраля на пресс-конференции, посвященной итогам года и пятилетнему юбилею со дня подписания Договора Татарстана с федеральным центром.

Оценивая ситуацию в республике, Фарид Мухаметшин отметил, что, хотя прошлый год был непростым, в республике успешно реализовывались основные государственные программы по газификации, строительству домов, развитию средств связи и телевидения. Он назвал важным принятие бюджета на 1999 год. "Можно спорить и искать его недостатки, но то, что он принят, является стабилизирующим политическим фактором", - подчеркнул Ф.Мухаметшин. Вместе с тем спикер парламента отметил, что текущий год будет не легче, чем год минувший, ибо ряд сложных и трудно решаемых вопросов перешли в 1999 год. К ним он отнес проблему своевременной выдачи зарплаты, пенсий и некоторых пособий. Однако 1999 год, по его словам, будет первым годом, когда товаропроизводители, в том числе в Татарстане, получат лучшие условия, поскольку с них снимается часть налогового бремени.

Второй особенностью текущего года Фарид Мухаметшин назвал более реальные цифры стоимости татарстанской нефти, реализуемой за границей (10 долларов за баррель), которые учитывались при формировании доходной части бюджета, в то время как начальная цена в 19 долларов за баррель в прошлом году к концу года стала менее 9. Политической особенностью года он назвал выборы в российскую Госдуму, которые "наложат отпечаток на всю нашу с вами жизнь".

Подводя итоги деятельности Государственного Совета Татарстана за минувший год, Фарид Мухаметшин сказал: "Мы не смогли завершить работу по законодательному оформлению государственного суверенитета нашей республики, не приняли основополагающие законы о Кабинете Министров, о Конституционном суде, о судебной системе, блок законов, связанных с землей, все это предстоит сделать в текущем году". Как положительное явление он отметил подключение к законотворческой деятельности Правительства республики. По его мнению, чрезвычайно полезным было проведение выездных заседаний постоянных комиссий Госсовета и парламентских слушаний, в частности - по закону о религиозных объединениях. Вместе с тем Фарид Мухаметшин считает обоснованным необходимость усиления конституционных контрольных полномочий Госсовета.

Говоря об отношении к Договору, заключенному пять лет назад между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, спикер парламента отметил, что новые политики, пришедшие к власти в Российской Федерации, не зная процессов, которые происходили в те годы, не понимают и значимости таких договоров. "Трудно представить, что могло бы произойти, если бы не была найдена такая форма, как Договор", - сказал он.

15 февраля исполняется пять лет со дня подписания Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами Государственной власти Республики Татарстан".

Договор был подписан в Москве Президентами России и Татарстана Борисом Ельциным и Минтимером Шаймиевым, а также тогдашними председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным и премьер-министром РТ Мухамматом Сабировым. Разработка проекта Договора и подготовка его к подписанию велась в течение полутора лет, и в ней принимали участие более ста специалистов, в их числе экономисты, юристы, финансисты как со стороны Татарстана, так и Российской Федерации. Агентство "Татар-информ" обратилось к ряду участвовавших в тех исторических событиях лиц с просьбой прокомментировать итоги реализации Договора за истекшие пять лет.

Что Договор дал Татарстану

Мухаммат Сабиров, член Президиума Госсовета РТ, бывший Премьер-министр:

- Когда мы садились за стол переговоров, обсуждали ту или иную статью проекта, я чувствовал, что по своему профессионализму, знанию законов наших и аналогичных зарубежных татарстанская команда была нисколько не слабее российской. Подписанный Договор, определяя взаимоотношения между Россией и Татарстаном, в то же время открывал дорогу для подготовки конкретных межправительственных соглашений, которые явились механизмом его реализации. Важным фактором Мухаммат Сабиров назвал бессрочность Договора: он не требует продления, а изменения его статей могут производиться только по согласованию обеих сторон. Отношения между Россией и Татарстаном оставались стабильными в течение последних пяти лет, несмотря на неоднократную смену российского правительства, хотя сейчас, по его словам, "находится много желающих покритиковать Договор". Мухаммат Сабиров не исключил возможность изменения некоторых статей договора "в соответствии с требованиями сегодняшнего дня", но для этого, по его словам, "надо собрать профессионалов-специалистов, сесть за стол и внести изменения по взаимному согласию". Документ можно совершенствовать, считает он, но в первую очередь в целях укрепления российского федерализма: сегодня более 40 субъектов Федерации пошли по пути Татарстана, заключив договоры с Центром, и "даже Москва заключила с правительством Российской Федерации свой договор".

Татарстан, подписав Договор, заслуженно добился своего особого статуса среди 89 субъектов Российской Федерации. Благодаря этому экономическая ситуация в Татарстане сегодня благоприятнее, чем во многих регионах России, - сказал он. Из 12 межправительственных соглашений дальнейшая реализация 11 не вызывает у экс-премьера каких-либо серьезных опасений: если в течение шести месяцев после окончания пятилетнего срока их действия российская или татарстанская сторона не потребует внести в них изменения, они продлеваются автоматически.

Однако продление соглашения по межбюджетным отношениям, срок действия которого кончается 15 февраля, требует, по его мнению, серьезной работы. С одной стороны, считает Сабиров, его новая редакция не должна ухудшать взаимоотношения Татарстана с Россией, а с другой - не ставить Татарстан в худшее положение, чем пять лет назад. По межбюджетному соглашению очень упорную работу ведет наш Президент, - отметил он. Последнее время в Москве, по словам, М.Сабирова, активно работает группа из состава правительства Татарстана, там часто бывают премьер-министр Рустам Минниханов и министр финансов Роберт Мусин, преодолевающие "преграды, которые ставятся новым правительством России. Новый документ не должен ухудшить и без того тяжелое положение республики. Хотя мы доноры, но средств у нас все меньше и меньше из-за падения цен на нефть, из-за того, что пока не можем поднять промышленное производство, из-за инфляции, - посетовал бывший премьер-министр. Он, однако, выразил надежду, что межбюджетное соглашение будет подписано в редакции, предложенной Татарстаном, и не потребует внесения поправок в республиканский бюджет на 1999 год.

Наши инициативы охотно тиражируются

Рафаэль Хакимов, государственный советник Президента РТ:

- За пять лет, прошедших со дня его подписания, реализовано абсолютное большинство поставленных целей. "Мы не ставили целью выход из состава России, но у нас была задача получить особый статус республики, который зафиксирован в нашей Конституции, где сказано, что Татарстан - суверенное государство, ассоциированное с Российской Федерацией, и в Договоре появилась фраза, что Татарстан и Россия объединены: "Объединены" означает все-таки более тесную связь, нежели "ассоциированы". Однако те полномочия, которые нужны были Татарстану, в основном получены, хотя, скажем, вопрос о таможенных платежах не был решен в его пользу. "Мы хотели бы, чтобы таможенные платежи не шли целиком в Россию, а оставались бы Татарстану. Они составляют огромную сумму и могли бы использоваться, например, на стимулирование экспорта".

Политики, призывающие к ревизии Договора, не думают о политических реалиях. "Сегодня нет механизмов для изменения статуса Татарстана, не устраивать же им экономическую, финансовую или таможенную войну", - сказал он. Кроме того, за пять лет, прошедших со времени подписания Договора, Татарстан не создает проблем для России. "Шахтеры - это не у нас, Наздратенко и Лебедь тоже не у нас".

Инициативы Татарстана охотно перенимаются российским руководством. Сюда относится борьба с преступностью, монополия на алкоголь, агрополитика...

Через призму внешних связей

Тимур Акулов, государственный советник Президента РТ, директор Департамента внешних связей:

- Только благодаря Договору стало возможным ведение республикой самостоятельной международной и внешней экономической деятельности. Поэтому экономика Татарстана не в такой степени, как многие другие регионы России, страдает от экономических потрясений, характерных сейчас для Российской Федерации. По мнению Акулова, Договор будет существовать и совершенствоваться, а международные связи Республики Татарстан получат дальнейшее развитие в рамках полномочий, обусловленных Договором.

Татарстан сегодня имеет 14 постоянных полномочных и торговых представительств. Из них три в российских регионах, четыре - в СНГ и семь в странах дального зарубежья, в их числе в США, Франции, Турции и Чехии. Внешнеторговый оборот республики за 11 месяцев прошлого года составил 1,6 миллиарда долларов. Наиболее успешно сотрудничество осуществляется с Германией и Украиной. Однако по сравнению с 1997 годом эта величина снизилась более чем на 20 процентов, а со странами СНГ - на 30 процентов. За 9 месяцев прошлого года объем кредитов, направленных практически полностью в нефтедобывающую промышленность республики, составил 675 миллионов долларов. Основные кредиторы - Германия и Великобритания.

Есть перспективы для инвесторов

Какова роль законодательства в создании инвестиционной привлекательности Татарстана? Насколько инновационен Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан? И может ли он заинтересовать иностранных инвесторов?

На вопросы корреспондента агентства "Татар-информ" отвечает Председатель комиссии по вопросам экономического развития и реформ Государственного Совета РТ Марат Галеев.

- Марат Гадыевич, насколько, по вашему мнению, Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" может заинтересовать иностранных инвесторов?

- Для зарубежных инвесторов у нас есть специальные законы, принятые сравнительно давно. Это Закон "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" и Закон "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора". Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" не различает иностранных и отечественных инвесторов и направлен, в первую очередь, на упорядочение процесса инвестиции. В чем это заключается? Закон предполагает, что инвестиционная программа будет разрабатываться и утверждаться вместе с законом о бюджете, т.е. станет частью бюджетного процесса. Это должно упорядочить процесс расходования бюджетных средств в части усиления контроля над целевым использованием. Раньше могла меняться приоритетность задач инвестиционных целей, и, как правило, это приводило к распылению инвестиционных ресурсов, что вызывало удлиннение сроков реализации инвестиционных проектов, моральное старение и в целом удорожание. Во-вторых, закон предполагает налоговое стимулирование в части освобождения от ряда налогов: на прибыль, на имущество в части средств, реализуемых в инвестиционных проектах.

И новым является то, что впервые удалось внести в закон льготы на налог на прибыль для кредитных учреждений, т.е. банков (статья 15). Банки у нас не имели экономического стимулирования законодательно и поэтому неохотно вкладывали средства в реальный сектор экономики, и теперь такая статья введена. Как это будет работать - покажет будущее. Но, по крайней мере, мы попытку такую сделали. По иностранным инвестициям приняты специальные законы, где получение налоговых льгот существует, если тот или иной инвестиционный проект будет одобрен правительством. Закон принят еще в 1996 году, он был разработан нашей комиссией. Рассматривая практику его использования, а это несколько десятков проектов, можно отметить, что у нас в Татарстане иностранные инвесторы использовали этот закон в части получения льгот, в том числе в нефтедобыче. В этом плане закон реализуется. Но возможности реализации его не такие, как бы нам хотелось.

- Таким образом, в Татарстане принят пакет законов по инвестициям и инвестиционной деятельности. Можно ли сказать, что у нас в республике условия и законодательная база более благоприятные, чем в Российской Федерации в части привлечения инвестиций?

- Целый ряд аналитических центров составляют рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, в том числе и Татарстана. Татарстан - один из регионов, считающихся инвестиционно привлекательными. Если сравнивать с другими регионами, то Татарстан в этих рейтингах занимает одно из ведущих мест. Хотя в целом по России зарубежные инвестиции не очень велики, тем не менее Татарстан стабильно на 2-3 месте в России. С точки зрения инвестиционной привлекательности Россия занимает одно из последних мест в мире в силу ряда причин - отсутствия политической, законодательной стабильности, недостаточности законодательных решений, но и не только из-за этого. Россия считается страной больших рисков, она не включена пока, в частности, в Всемирную торговую организацию, и много еще нужно сделать, чтобы войти. Все это ставит Россию в изоляционистское положение в сравнении со многими другими странами.

Татарстан имеет особый статус, но в России. У него полномочий больше, чем у других субъектов, но некоторые внешние вопросы отданы федеральному центру, и республика должна следовать в фарватере общей ситуации, но при этом может частично влиять на ситуацию, принимая собственное законодательство, скажем, закон о земле, о праве частной собственности, о праве покупки земли иностранцами, что Земельный кодекс предполагает. Не хватает еще ряда законов, чтобы кодекс начал полноценно работать. Нужно, в частности, дополнительно законодательно закрепить механизм купли-продажи. Если в 1999 году эти законы мы сумеем принять, то реально Земельный кодекс полномасштабно начнет работать только через год.

Еще следует сказать о "Законе о свободной экономической зоне "Алабуга", также направленной на дополнительное повышение инвестиционной привлекательности. Но этот закон только начал реально работать в конце прошлого года, и сейчас мы имеем первые заявки на участие. В частности, подала официальную заявку на участие в работе свободной экономической зоне "Дженерал Моторс", а также одна из чешских фирм в части производства химических реагентов, клеевых материалов, строительства. Рассмотрено несколько десятков заявок иностранных и отечественных инвесторов. Здесь определенные перспективы, я считаю, у нас есть. Ряд наших законов направлен на повышение инвестиционной привлекательности РТ. Но, повторяю, законов еще недостаточно.

- Марат Гадыевич, каких основных зарубежных партнеров вы бы назвали?

- Самым важным партнером для нас является "Дженерал Моторс". Причем инвестиции могут быть не только в денежной форме, но и в форме "ноу-хау". Это большая часть инвестиций. Фирма "Опель", дочерняя "ДМ". Имеются английский, французский, немецкий американский капиталы в нефтедобыче. В строительном бизнесе участвует американский капитал. Похоже, есть желание ряда канадских фирм - сотрудничать, в частности, в вертолетостроении. В нефтехимическом комплексе тоже есть "ноу-хау" ведущих государств, в том числе США. Французы - партнеры по реконструкции аэропорта, а в строительстве моста через Каму используется немецкое оборудование. А по объемам торговли на первом месте стоит Германия.

Рафаил Хаплехамитов.

Презентации

В Казанском финансово-экономическом институте прошла презентация Казанского отделения Межрегиональной общественной организации "Академия труда и занятости", которая уже имеет отделения в государственных экономических вузах России, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, Российской экономической академии им.Г.Плеханова, Уральском государственном экономическом университете.

***

В АО "Нижнекамскнефтехим" состоялась прзентация американской фирмы "Мур Продактс" - одного из мировых лидеров в области разработки оборудования и систем управления технологическими процессами.

Ведущим специалистам предприятия в области метрологии, АСУТП и КИП были представлены система "Апакс" и современное киповское оборудование известной германской фирмы "Эндрюс энд Хаузер", тесно сотрудничающей с американскими партнерами.

Культура

Утверждена премия Министерства культуры Республики Татарстан имени Баки Урманче, присуждаемая в области изобразительного искусства.

На днях в Выставочном зале Союза художников РТ открывается выставка-конкурс работ на соискание премии имени Баки Урманче. Все работы отобраны экспертным советом правления Союза художников РТ.

Лауреатов определят в четырех номинациях: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Новая премия в области искусства будет вручаться один раз в два года 23 февраля - в день рождения выдающегося татарского художника.

Религия

Состоялось заседание президиума Духовного управления мусульман РТ, на котором были рассмотрены вопросы организации очередного Хаджа паломников в Саудовскую Аравию, обсуждались проблемы подготовки к пленуму ДУМ РТ, съезду студентов и Совета ректоров мусульманских учебных заведений. Была определена точная дата проведения в этом году праздника Курбан-байрам - 27 марта.

Туризм

В Казани побывала экспертная группа программы развития ООН в рамках проекта "Поддержка устойчивого развития туризма в РФ".

Цель приезда - оценка потенциала туризма в РТ, оказание содействия администрациям в разработке региональной стратегии развития этого сектора и самое главное - выявление инвестиционных проектов.

КамАЗ не снижает темпов сборки

В первом месяце нового года ОАО "КамАЗ" сохранило темпы работы, набранные еще в декабре. В январе автогигантом продано продукции на 262 миллиона рублей, в том числе 882 грузовика, 2000 малолитражных автомобилей "Ока", на 50 миллионов запасных частей и на 24,5 - другой продукции. Поставки по кооперации составили 1,3 миллиона рублей.

Безубыточно отработали месяц ведущие подразделения ОАО, такие, как кузнечный, прессово-рамный, автомобильный заводы, "КамАЗ-дизель" и другие. Кроме того, пять из девяти заводов, имеющих юридическую самостоятельность, впервые выполнили месячные планы выпуска товарной продукции в денежном выражении.

В феврале заводы автогиганта планируют выполнить заказ Торгово-финансовой компании и поставить на рынок 1054 грузовых и 2100 малолитражных автомобилей, запасных частей на 52 миллиона рублей. При таких темпах ОАО "КамАЗ" уже к концу первого квартала может выйти на безубыточный уровень производства.