Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1999 г. > "Новости Татарстана" NN5-6 за период 01.02.99-15.02.99
НОВОСТИ ТАТАРСТАНА
Еженедельник информационного агентства "Татар-информ". NN 5-6. 8-22 февраля 1999 г.

ДОГОВОРУ ТАТАРСТАНА С РОССИЕЙ - ПЯТЬ ЛЕТ
НАДЕЖНЫЙ ФУНДАМЕНТ МИРА И СОТРУДНИЧЕСТВА
РАМАЗАН АБДУЛАТИПОВ: МИНИСТР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
ФЕДЕРАЛИЗМ ДОЛЖЕН КРЕПИТЬСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ УЗАМИ
АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" ОБНОВЛЯЕТСЯ
"ПРОФИЛЬ-ХОЛДИНГ" В МЮНХЕНЕ
ТРУБАМ "ОРГСИНТЕЗА" АНАЛОГОВ В РОССИИ НЕТ
КАМСКИЕ ШИНЫ ДЛЯ "БЛЕЙЗЕРОВ"
КАМАЗЫ ПРИОБРЕТАЕТ "ТРАНСНЕФТЬ"

ДОГОВОРУ ТАТАРСТАНА С РОССИЕЙ - ПЯТЬ ЛЕТ

МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ, Президент Республики Татарстан

Договор Татарстана с Россией стал документом, снявшим острейшую конфликтную ситуацию. Достаточно вспомнить, какую тревогу вызывал Татарстан в начале 90-х годов. В республике шли постоянные митинги, национальные партии требовали выхода республики из состава России, наш парламент с трудом уходил от вопроса провозглашения полной независимости, и если сегодня данный вопрос не ставится в этой плоскости, то только благодаря Договору.

Появление Договора Татарстана с Россией было далеко не случайным. Мы в своих намерениях опирались на Декларацию о государственном суверенитете республики, референдум, на котором население поддержало курс на укрепление самостоятельности, Конституцию Татарстана, принятую в 1992 году, задолго до появления Конституции РФ. Татарстан не подписал Федеративный договор и предложил формулу двусторонних отношений, устраивающих и республику, и федеральный центр.

Противников Договора было много в прошлом, достаточно их и сегодня. За эти годы мы услышали немало критики в свой адрес. Договор пытались представить как источник развала России, требовали его денонсации, в Государственной Думе принимались законы, ограничивающие права субъектов. Договор Татарстана с Россией был судьбоносным, благодаря ему была сохранена целостность государства. нельзя преуменьшать роль и других договоров, которые появились вслед за татарстанским. Они нашли формулу согласия субъектов и федерального центра и тем самым стали источником стабилизации государства. Не будь их, страна могла бы оказаться в состоянии хаоса.

Совсем недавно Егор Строев назвал подписанные субъектами договоры "примитивными". Если бы такая оценка прозвучала из уст какого-либо другого политика или должностного лица, можно было бы на это не обращать особого внимания. Но когда негативное отношение к договорам в той или иной форме все чаще исходит от председателя Совета Федерации - органа, представляющего регионы Федерации, без согласования с этим органом власти, видимо, нужно относиться к этим оценкам не более чем к личной позиции.

В прессе идет дискуссия о том, какой должна быть федерация: договорно-конституционной, конституционно-договорной или конституционной. Мировая практика знает различные варианты учреждения федерации, и договорная форма - одна из самых демократичных. Но, к сожалению, Россия, игнорируя Федеративный договор, отдельные договоры, пытается решать построение Федерации только через Конституцию, которая принималась без учета мнения республик и ряда других регионов. Многие сегодняшние проблемы России были заложены именно в Конституции РФ, так как этот Основной Закон по своей сути далек от подлинного федерализма.

Сегодня Министерство юстиции, другие ведомства России шлют письма с требованием привести законы и конституции республик в соответствие с российской. Но ведь многие конституции республик принимались раньше российской, и их следовало учесть при разработке основ проекта Конституции РФ 1993 года, чего не было сделано. Раз уж выбрали путь демократического развития, то и нужно было следовать ее принципам, формируя государство "снизу вверх", а не диктовать сверху.

В России идет сложный противоречивый процесс государственного переустройства страны. По сути дела речь идет о формировании обновленной России в новых границах и с иными базовыми принципами. Россия никогда не была истинной федерацией, хотя и называлась таковой. Сейчас она находится на стадии формирования новых отношений, опирающихся на добровольность, демократию и признание прав всех народов, проживающих на ее территории.

Договор Татарстана с федеральным центром появился в тот момент, когда мог начаться откат от завоеваний демократии к унитарному государству. По сути дела благодаря ему был поставлен заслон возврату к империи, а федерализм начал становиться реальным и демократическим. А после подписания более 50 договоров субъектов с федеральным центром можно говорить о формировании федерации как договорно-конституционной. При неизбежном внесении изменений в Конституцию РФ государство станет конституционно-договорным, но этому должна предшествовать конструктивная согласительная процедура прежде всего с республиками. Это наиболее реальный и отвечающий интересам большинства субъектов путь обновления России.

Федерализм должен соответствовать природе многонационального государства, каковым является Россия. У татар, башкир, чувашей и других нет иной родины, кроме России, они являются коренными и государствообразующими народами. Многие политики недооценивают значение национального вопроса, потому что раз русских подавляющее большинство, то и незачем якобы заниматься и другими народами.

В национальной политике нельзя играть цифрами. Следует помнить, что за этими процентами стоят целые народы и их непростое прошлое. Насколько опасна такая близорукая политика, показал пример Чечни, который не должен повториться вновь. Однако многие реальные проблемы до сих пор не находят своего приемлемого решения. Нерусские народы не имеют представительного органа, где могли бы вырабатывать общую политику. Многие решения, как, например, о форме российского паспорта или законодательного учета укоренившихся традиций народов и т.д. и т.п., принимаются без учета специфики республик.

Все законы сегодня, к сожалению, принимаются путем процедур обычного голосования, в результате представители национальных территорий всегда оказываются в меньшинстве. К примеру, желание Республики Ингушетия провести референдум по вопросу об изменениях в судебной и правоохранительной системе с учетом вековых традиций этого народа встретило ярое сопротивление. Ингушетия же не ставит вопрос о выходе из Российской Федерации и не отказывается в целом от российского Уголовного кодекса. Более того, президент Руслан Аушев предлагает подписать соответствующее соглашение. Нет же, кое у кого довлеет имперское мышление, предпринимаются попытки запретить проведение референдума - высшей формы демократического волеизъявления целого народа. Разве это не искусственное раздувание легко решаемой проблемы? Ведь таким образом можно любой вопрос превратить в непредсказуемый конфликт. Кому это нужно?

Стабильность государства, успешная реализация экономических реформ, само сохранение России зависят от того, насколько последовательно будут проведены принципы демократической федерации в жизнь. Без завершения процесса федерализации в стране не будет торжества демократии, а без демократических институтов не может развиваться цивилизованный рынок. Я убежден: решение экономических проблем страны во многом связано с последовательной федерализацией всех структур.

В федеральном центре ощущается желание закрутить гайки, поставить регионы, так сказать, на место. Республики обвиняются во всех смертных грехах. Они якобы разваливают страну, не платят в федеральный бюджет, принимают не те законы, какие надо, нарушают Конституцию и т.д. и т.п. Мы постоянно слышим угрозы в свой адрес. Но если оглянуться назад и проанализировать политику Татарстана, то после подписания договора республика выступала как фактор стабильности в России. Мы не создавали проблем центру. Наоборот, именно наш опыт борьбы с преступностью, социальной защиты, введения монополии на алкоголь, земельной реформы, проведения в целом экономических реформ становится более приемлемым для всей страны. Мы цивилизованно следуем договоренностям и скрупулезно исполняем взятые на себя обязательства, хотели бы увидеть такую же последовательность и со стороны центра.

Невозможно и не нужно пытаться всей экономикой управлять из центра. Проблема не в том, что у регионов слишком много функций или у кого-то из субъектов больше прав, а у кого-то их меньше, проблема в том, что центр перегружен функциями при отсутствии реальных рычагов централизованного управления. В рыночных условиях нет необходимости всем и вся командовать сверху. У центра должно быть не максимальное, а оптимальное количество стратегических функций. Но зато уж и исполнение должно быть ответственным. Нужно создать гарантии от повторения ситуации 17 августа. Мы не можем объяснить населению, почему решения, которые касаются судьбы всей страны, принимаются в узком кругу, почему усилия республики по стабилизации экономики разбиваются о некомпетентность допустившего это федерального Правительства. Судьбоносные для страны решения не должны приниматься без согласования с субъектами Федерации. Если уж вырабатывается общая политика страны, то она должна быть партнерской, согласованной, тогда и регионы будут исполнять ее как свою собственную.

Вопрос государственного устройства самый сложный и тонкий из всех политических проблем. Он требует от руководителей, депутатов, политиков максимальной ответственности. К сожалению, в пылу полемики ряд политиков позволяют себе непродуманные высказывания. Не интересуясь мнением субъектов Федерации, они начинают изобретать новые губернии с произвольными границами, объединяют республики с областями и краями в гипотетические замысловатые регионы, определяют новые столицы. Кому-то, видимо, не терпится таким способом побыстрее покончить с государственным единством России.

Татарстан не позволит в одностороннем порядке менять свой статус, мы ни на йоту не отступим от того, что записано в Договоре. Для нас это стало образом жизни нашего дружного многонационального народа. Следует также оставить в прошлом уравнительные принципы и не пытаться уравнять республики с областями и краями. У республик есть существенные отличия в виде государственности, зафиксированной в российской и местных конституциях, право введения своего гражданства, национальные государственные языки наряду с русским. Россия - огромная страна с исключительным этническим, культурным и экономическим многообразием регионов. В таком государстве неизбежно формируется асимметричная федерация, как отвечающая ее естественной природе. Союз России с Белоруссией, возможно, добавит еще один дополнительный элемент усиления асимметричности. Хотя будущее этого Союза, с моей точки зрения, весьма иллюзорное и неопределенное.

В прессе муссируется тема привилегий Татарстана. Все пишут о полномочиях республики, не интересуясь, какие обязательства она берет на себя, разгружая центр от несвойственных функций. Должен сказать, что у Татарстана существует только одна привилегия - самостоятельно нести в пределах своих полномочий ответственность перед своим народом за благополучие республик и меньше обращаться в федеральный центр с просьбами и претензиями. Республика, кроме региональных властных структур, практически не имеет расплодившихся в России различных региональных подразделений федеральной власти и не ощущает их необходимости. При этом нам удалось за годы реформ более успешно решить проблемы развития социальной и других сфер. К примеру, за 1992-1998 гг. среднегодовые объемы роста производства зерна, газификации села, строительства дорог, телефонизации и выполнения программы ликвидации ветхого жилья имеют более высокие темпы, чем когда-либо. Несмотря на то, что республика перенасыщена оборонными предприятиями, она вот уже четыре года подряд имеет хотя и небольшой, но рост производства промышленной продукции.

Основная проблема заключается в том, чтобы получить больше прав, а в том, чтобы их исполнить. Если уж субъект решается взять на себя какие-то функции, то он должен брать и соответствующую долю ответственности и по этим вопросам не ссылаться на федеральный центр.

Россия стоит на пороге нового тысячелетия. Она в начале ХХ века испытала тектонические сдвиги в общественных отношениях. Основная историческая ошибка предыдущих поколений политиков состояла в том, что они пытались сохранить империю. Сегодня следует учесть ошибку советской власти и вступать в новое тысячелетие как демократическое, подлинно федеративное государство.

("Российская газета", 13 февраля 1999 года).

НАДЕЖНЫЙ ФУНДАМЕНТ МИРА И СОТРУДНИЧЕСТВА

В эти дни, когда заключенному Договору "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" исполнилось пять лет, в Москве прошел ряд мероприятий, посвященных этой дате.

В Центральном доме журналиста для российских, татарстанских и зарубежных журналистов Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин провел пресс-конференцию "Договор Российской Федерации и Республики Татарстан и его значение в развитии федерализма России".

Приветствуя представителей прессы, глава Госсовета Татарстана отметил, что подписанный пять лет назад договор является фундаментом поистине демократической Федерации, строительство которой сейчас идет. Обвинения же в сепаратизме, высказываемые некоторыми СМИ и политиками необоснованны: Татарстан никогда не стремился выйти из состава России, желая лишь использовать все имеющиеся у республики возможности и ресурсы на благо жителей обеих сторон. Договор не только урегулировал отношения России и Татарстана, он внес спокойствие, национальное согласие и во взаимоотношения внутри республики, а его статьи позволяют Татарстану уверенно идти вперед. Время показало на практике жизнеспособность такой формы взаимоотношений.

За годы действия Договора в республике дополнительно получено продукции почти на восемь миллиардов рублей, в бюджет Татарстана и России это принесло по 300 миллионов рублей, увеличиваются объемы строительства дорог, успешно реализуются программы газификации, ликвидации ветхого жилья, телефонизации республики.

***

Во время продолжительной пресс-конференции Фарид Мухаметшин ответил на многочисленные вопросы, касающиеся политической, экономической, социальной жизни в Татарстане.

"ТСН": Сегодня истекает срок Договора. Что будет завтра?

- Истекает не срок Договора - он бессрочный, а сроки отдельных, действующих в его рамках соглашений. Часть их уже продлена, остальные будут продлены в ближайшее время. Я в этом не сомневаюсь.

"Интерфакс": Обычно, когда подписывается какой-либо документ, через определенное время возникает желание кое-что в нем подправить. Что бы вы сегодня хотели вписать в Договор, подписанный пять лет назад?

- Конечно, для таких крупномасштабных документов, как наш Договор, пять лет - малый срок. Но исходя из наработанного опыта, я бы, например, дополнительно к нему составил еще некий документ, в котором было бы записано, что при успешной реализации Договора Татарстана с Россией и другие регионы пошли бы по пути самодостаточности . При этом следовало бы как можно больше прав оставлять в регионах, чтобы разгрузить центр.

Радио "Свобода": Как были использованы льготы, предоставленные Татарстану по Договору?

- Правильно ли вообще называть их льготами?.. Да, в республике остаются акцизы на нефть, газ, водку, земельный налог, доходы от приватизации. Но за счет этих средств восстанавливается юго-западный регион республики, откуда в свое время было выкачано 2,6 миллиарда тонн нефти, а об экологии никто не думал. А сегодня для восстановления экологии регионов, попавших в аналогичные условия, например, по Самарской, Оренбургской областям приняты отдельные федеральные постановления правительства, предусматривающие льготы. В отношении Татарстана же этот вопрос удалось решить в рамках Договора.

Журнал "Российская Федерация": Что вам дал Договор?

- Кроме всего прочего мы стали субъектом международного права, развили внешнеэкономическую деятельность. Сегодня у Татарстана 16 торгово-экономических представительств за рубежом, продукция республиканских производителей активно продвигается на международном рынке, в Татарстан привлекаются иностранные инвестиции. Думаю, надо более активно поработать в области расширения внешнеполитической деятельности.

Студия А.Политковского, "Территория TV-6": С кем из чеченских руководителей общается руководство Татарстана сегодня?

- Контакты с чеченскими лидерами руководства нашей республики проходили по инициативе Российского правительства, которое даже просило Президента Татарстана Минтимера Шаймиева стать посредником между Россией и Чеченской Республикой. Других контактов у нас нет. Последний раз мы помогали Ичкерии в прошлом году, когда отправили туда "КамАЗы" с продовольствием и медикаментами.

- Каков у республики кредитный рейтинг, и насколько охотно западные инвесторы вкладывают средства в вашу экономику?

- Официально кредитного рейтинга мы не получили из-за проблем 17-го августа. Но по числу привлекаемых инвестиций Татарстан входит в первую десятку среди регионов России. Наибольший эффект от полученных инвестиций - в секторе переработки сельскохозяйственной продукции. Сегодня уровень его развития свидетельствует о достаточно высокой отдаче от вложенных средств.

- Что бы произошло, если бы в 1994 году Договор не был подписан? Татарстан вышел бы из состава России?

- Думаю, даже если бы он не был подписан тогда, у нас хватило бы мудрости не пойти по радикальному пути, доведя до кровопролития, и уверен, что отрегулировали бы отношения, не выходя из состава России.

- Всем помнится выражение Бориса Ельцина, сказавшего: возьмите столько суверенитета, сколько сможете проглотить. Не много ли взял на себя Татарстан, не тяжела ли его ноша?

- Мы взяли на себя достаточно много полномочий и за пять лет сумели их использовать во благо народа Татарстана. Удалось очень серьезно наполнить содержанием суверенитет республики, но мы знаем, что впереди еще огромная работа, непростая, цивилизованная и последовательная.

***

Отвечая на вопросы журналистов, Фарид Мухаметшин отметил, что руководство Татарстана ведет открытую политику, ничего не скрывая от населения, поэтому она и поддерживается всем многонациональным народом республики. Рассматривая вопрос взаимоотношений субъектов федерации с центром, продолжил глава законодательной власти Татарстана, мы во главу угла всегда ставили вопрос о построении федерации снизу. Ведь принцип делегирования полномочий снизу - краеугольный камень создания подлинной демократической федерации.

Мы очень довольны тем, что Договор между РТ и РФ работает на созидание, и необходимо постоянно наполнять его реальным содержанием, подчеркнул Фарид Мухаметшин.

***

В этот же день в Белом доме состоялась рабочая встреча межправительственной комиссии по подготовке межбюджетного соглашения. В ней приняли участие первый вице-премьер Правительства РФ Вадим Густов, Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, первый вице-премьер РТ Равиль Муратов, Полномочный представитель РТ в РФ Фарид Мухаметшин и другие. Были обсуждены три варианта межбюджетного соглашения, предложенные татарстанской стороной, прозвучали и предложения российской. С учетом высказанных пожеланий продолжается работа в Минфине РФ. Стороны пришли к единому мнению, что необходимо выйти на нормальный документ, проанализировав и учтя все пожелания, а также не затягивая его подписания. Татарстанской стороной был также отмечен благожелательный настрой представителей российского Правительства.

***

Вечером 15 февраля в Полномочном представительстве Татарстана в РФ состоялся прием по случаю пятилетия со дня подписания Договора. Приветствуя гостей от имени Президента и других ветвей власти Татарстана, Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин отметил важность этой даты, заложившей основы построения новой Федеративной России. Он поблагодарил непосредственных участников работы над Договором и соглашениями, выразил уверенность в дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве. Выступивший затем Виктор Черномырдин, чья подпись - в то время Председателя Правительства РФ, стоит под историческим документом, высоко отметил личную роль в подписании Договора двух Президентов - России и Татарстана.

Среди участников приема были министр национальной политики Российской Федерации Рамазан Абдулатипов, представитель Российской Федерации в Европейских Сообществах Василий Лихачев, послы 11 зарубежных стран в РФ, другие официальные лица.

Ирина ДУРНИЦЫНА.

РАМАЗАН АБДУЛАТИПОВ: МИНИСТР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Договор, подписанный 15 февраля 1994 года, в равной степени знаменателен и для Татарстана, и для всей Российской Федерации. В процессе подготовки Договор вызывал немало нареканий, многим казалось, что его реализация может привести к изоляции Татарстана от других регионов России, конфликтам внутри республики, развалу России. Однако этого не произошло. Сегодня в Татарстане сохраняются политическая стабильность и межнациональное согласие. Договор спас Россию от развала, поскольку тенденции, приведшие к развалу СССР, могли привести и к развалу Российской Федерации. Сегодня угроза сепаратизма гораздо меньше, чем раньше.

Татарстан никогда не требовал выхода из состава России. Подписание договоров между Федерацией в целом и субъектами - перспективный путь разрешения противоречий. Сегодня наша Федерация - конституционная, и это бесспорно. Но мы используем и договоры именно для того, чтобы снимать возникающие противоречия. Процесс подписания договоров нужно продолжить, но, как отмечал председатель Правительства Евгений Примаков, сначала следует провести как бы некий обзор их, чтобы выяснить: какие положения ослабляют, а какие усиливают наше единство.

Договоры, дали возможность отрегулировать закрепленное в Конституции РФ равноправие субъектов Федерации. В результате заключения многих подобных договоров края и области, населенные преимущественно русскими, смогли исправить диспропорции в социально-экономическом развитии.

Многие же сих пор считают, что в новой России национальные республики получили гораздо больше прав, чем края и области. Это неверно, у республик и в советское время были свои гербы, свои гимны, они обладали большой самостоятельностью. Сегодня больше получили края и области. Главное, что нужно теперь, - сделать, чтобы уровень социально-экономического обеспечения граждан был единым по всей России. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, где он живет, - в Поволжье, на Сахалине или в Сибири.

Нет такой национальной самобытности, которая бы мешала соблюдению Конституции РФ. А потому все мы должны опираться только на закон, а не на политические эмоции.

ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО

10 февраля в Госсовете РТ состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная пятилетию подписания Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и проблемам становления федерализма.

Принять участие в работе конференции из Москвы прибыла солидная делегация в составе министра национальной политики РФ Рамазана Абдулатипова, министра региональной политики Валерия Кирпичникова, председателя Комитета по делам национальностей Госдумы Владимира Зорина, директора Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентами и общественно-политическими организациями Министерства иностранных дел РФ Андрея Юрнова, а также крупных ученых - теоретиков и практиков построения федерализма.

Иностранные участники были представлены заместителем главы представительства Европейской Комиссии в Москве (Европейский Союз) Жильбером Дюбуа, депутатом парламента Квебека (Канада) Роджером Бертраном, руководителем управления международного сотрудничества Фонда Конрада Аденауэра, членом правления ХДС Клаусом Вайгельтом, другими лицами.

Гости приехали не только ради поздравлений со знаменательной датой, но и для того, чтобы вместе с татарстанцами обсудить проблемы договорных отношений и определить их роль в становлении федерализма.

Открыл конференцию и провел ее Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Он зачитал приветствие Президента РТ Минтимера Шаймиева участникам и гостям международного собрания, в котором говорится: "Подписание 15 февраля 1994 года этого исторического документа стало беспрецедентным событием, ознаменовавшим начало построения в России подлинно демократической федерации, где каждому народу обеспечены благополучие, свободное экономическое, социальное и культурное развитие.

Прошедшие пять лет свидетельствуют, что Договор стал надежной основой мира и созидания в нашей республике, прочным фундаментом экономического реформирования, самостоятельности внутренней и внешнеэкономической деятельности Татарстана. Сегодня Договор - неоспоримое доказательство правильности выбранного нами курса национального государственного строительства, развития подлинно демократических федеративных отношений. Веским аргументом в пользу необходимости и перспективности сделанного шага является тот факт, что в настоящее время уже более половины субъектов Российской Федерации строят свои отношения с центром на договорных началах. Убежден, что подобные отношения и есть надежная основа, гарант дальнейшего углубления демократических процессов в России, совершенствования ее федеративного устройства, сохранения гражданского мира и межнационального согласия. Истинная сила федеративного союза - в действительно равноправном и добровольном объединении суверенных республик, национально-государственных образований, краев и областей".

ФЕДЕРАЛИЗМ ДОЛЖЕН КРЕПИТЬСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ УЗАМИ

На данном этапе развития федерализма акцент смещается с политического на экономический аспект. Здесь хотелось бы выделить два ключевых момента:

Первый. И в теории, и в практике управления хорошо известно, что более эффективно проблемы решаются на том уровне, где они возникают. Кризисные явления в нашей экономике не в последнюю очередь связаны с тем, что страна стала иной, а методы управления зачастую остались прежними. Центр тяготеет к управлению многими вопросами "сверху", но очень часто не имеет реальных возможностей для их решения, и они надолго "зависают", создавая питательную почву для различных экономических неурядиц.

Думать, что в Москве можно решить наши проблемы более эффективно, чем в Казани, просто наивно. То, что мы не можем решить сами, мы будем решать с федеральными органами. От этого выиграем и мы, и центр.

Второй момент. Внутренний рынок страны оказался сегодня разорванным. Как это ни парадоксально звучит, сейчас перед отечественными производителями стоит задача завоевания собственного, российского рынка. Руководители любого субъекта федерации нередко ломают голову, как продать произведенную в своем регионе продукцию, в то время как эта продукция остро нужна в другой области, республике.

Речь идет, таким образом, о создании внутреннего общего рынка, основанного на преимущественно горизонтальных связях. Это модель рынка, где интересы производителя подкреплены маркетингом, кооперацией, ростом производства.

Руководство Республики Татарстан считает, что только таким способом мы сможем наполнить федерацию реальным содержанием и решить задачу по увеличению числа регионов-доноров. Семь регионов-доноров из общего числа 89 регионов России - это экономический абсурд. Такое положение, при котором 82 субъекта Федерации являются дотационными, не сможет существовать сколь-нибудь долго.

Прообразом зарождающегося общего внутреннего рынка нам представляются зональные ассоциации: "Большая Волга", "Черноземье", "Сибирское соглашение". Они уже сделали серьезные шаги в деле сближения экономических интересов областей и республик - пока в своих географических зонах. Несомненно, сфера их деятельности будет расширяться.

В развитии федерализма наступает новый этап. Татарстан ясно видит его, видит и способы продвижения к цели - построению сильного федеративного сообщества, в котором учтены интересы каждого его участника. Мы должны находить общий язык между регионами, налаживать взаимовыгодное экономическое сотрудничество, делегировать центру общие задачи и сами решать свои проблемы. Таков путь к эффективному подъему промышленности, сельского хозяйства, экономики в целом.

Рустам Минниханов, Премьер-министр Республики Татарстан. (из выступления на Международной научно-практической конференции).

АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" ОБНОВЛЯЕТСЯ

Реконструкция автоматизированной системы управления воздушным движением, начатая недавно в аэропорту "Казань", позволит уже нынешним летом принимать все типы отечественных и зарубежных самолетов.

Обновление центральной воздушной гавани Татарстана, построенной три десятка лет назад, намечено вести до 2005 года. К началу лета французская фирма "Томсон" обязалась завершить монтаж навигационного управления. К этому же сроку завершится реконструкция взлетно-посадочных полос. Затем начнется сооружение аэровокзала, грузовых и пассажирских перронов, четырехзвездочной гостиницы, здания для официальных делегаций.

Казанский аэропорт превращается в важнейший перевалочный пункт между Европой и Азией. Массовыми стали перелеты в Германию, Турцию, ОАЭ, страны СНГ, открываются новые внутренние и зарубежные маршруты. Потому половина всех инвестиций, предположительно составляющих 995 млн.руб., по расчетам руководства аэропорта окупится еще до конца реконструкции.

"ПРОФИЛЬ-ХОЛДИНГ" В МЮНХЕНЕ

Набережночелнинская фирма "Профиль-холдинг" приняла участие в Международной специализированной ярмарке строительных материалов, состоявшейся в Мюнхене.

Фирма известна своими архитектурными новациями в области алюминиевых конструкций не только в Набережных Челнах, но и далеко за пределами республики. "Профиль-холдинг" принял участие в реконструкции казанского Дворца спорта, в строительстве уникальных торговых павильонов городов Татарстана и России.

ТРУБАМ "ОРГСИНТЕЗА" АНАЛОГОВ В РОССИИ НЕТ

Серийное производство труб из полиэтилена нового класса ПЭ-80 начато на ОАО "Казаньоргсинтез".

Официальное признание ПЭ-80 получил в конце января от межведомственной комиссии Госстандарта РФ, Татарстанского центра стандартизации, метрологии и сертификации, Госгортехнадзора РФ, ведущих институтов, занимающихся разработками полиэтилена и газовых труб. Заключение, выданное комиссией, гласило, что в России создан полиэтилен нового класса, имеющий огромное значение.

Трубы, предназначенные для сооружения газораспределительных сетей, выдерживают давление в восемь атмосфер и имеют множество преимуществ по сравнению с металлическими. Срок их эксплуатации уже не 30-40 лет, а 50, времени на сооружение сетей из полиэтиленовых труб требуется в два-три раза меньше, чем из традиционного материала. Кроме того, при их прокладке не требуется защиты от блуждающих токов, изоляции, которая должна обновляться каждые 15 лет. К тому же применение полиэтиленовых труб при сооружении сетей в среднем по Татарстану на 40 процентов дешевле.

Решением правительства РФ перед нефтегазохимической отраслью поставлена задача к 2000 году увеличить сооружение газораспределительных сетей до 175 тысяч километров, из них 45,6 тысячи километров должны быть проложены из полиэтиленовых труб. Так что новая продукция "Оргсинтеза", видимо, пойдет нарасхват.

КАМСКИЕ ШИНЫ ДЛЯ "БЛЕЙЗЕРОВ"

Партия нижнекамских шин трех новых моделей успешно прошла дорожные испытания в Бразилии на пригодность их использования в автомобилях "Шевроле-Блейзер".

Эти испытания, проводимые корпорацией "ЕлАЗ-Дженерал моторс" совместно с бразильским отделением фирмы, проходили в рамках специальной программы. При этом в качестве эталонных использовались шины фирмы "Файерстоун", которым камские изделия, как выяснилось, ни в чем не уступают. Поэтому бразильские специалисты в своем заключении дали "добро" на комплектацию ими елабужского "вседорожника", одновременно рекомендовав их для замены при гарантийном обслуживании на российском рынке.

КАМАЗЫ ПРИОБРЕТАЕТ "ТРАНСНЕФТЬ"

Акционерная компания "Транснефть", эксплуатирующая 50 тысяч километров магистральных нефтепроводов России, намерена перевести большую часть импортной автомобильной техники, на которой базируется оборудование для ремонта и диагностики нефтепроводов, на большегрузные автомобили "КамАЗ".

Об этом вице-президент акционерной компании "Транснефть" Юрий Лисин заявил после завершения в Набережных Челнах научно-практической конференции "Возможности ОАО "КамАЗ" в разработках нового оборудования для магистрального транспорта нефти". В конференции приняли участие более 100 ведущих руководителей и специалистов не только ОАО "КамАЗ", АК "Транснефть" и его региональных предприятий, но и многих заводов, специализирующихся на производстве спецнадстроек к автомобилям.

Уже в ближайшее время будут подписаны контракты на поставку АК "Транснефть" первой партии из 108 автомобилей "КамАЗ".