Казанский Кремль

Казанский Кремль

Казанский Кремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия. Уникальность Казанского Кремля состоит в целом ряде присущих лишь ему черт, ведь Казанский Кремль - это:

  • единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти;
  • единственная сохранившаяся в Российской Федерации татарская крепость, в которой сбережены основы первоначальной градостроительной идеи: основы планировки, градостроительная композиция и функциональная организация архитектурных комплексов;
  • итог исторического взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: волжско-булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной;
  • наиболее северная точка распространения исламской культуры в мире и наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского строительного стиля в России;
  • единственный в своем роде образец концептуального синтеза татарского и русского архитектурных стилей.
Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края. До 10 века, в свой догородской период, он был отдельно стоящим неукрепленным поселением. В домонгольский период, с 10 по первую половину 13 века, крепость развивала свои военные и торговые функции. Уже в 12 веке Казанский Кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии.

Со второй половины 13 века до первой половины 15 века Кремль (или, по-татарски, Керман) превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды.

После распада Золотой Орды Казанский Кремль - военный и административный центр Казанского ханства, независимо просуществовавшего с 1438 по 1552 год.

Историческая преемственность основного предназначения Казанского Кремля обусловила вслед падению Казани его превращение в административный и военный центр присоединенного Поволжья (1552-1708 гг). С 1708 года Кремль - центр 1-ой, а со второй половины 18 века 2-й Казанской губернии.

С 1922 по 1992 год Казанский Кремль продолжал выполнять свое предназначение как административный центр Татарской автономной республики, а с 1992 года как государственный центр Республики Татарстан в составе Российской Федерации. В Кремле расположена резиденция Президента Татарстана, на его территории по традиции находятся различные министерства и ведомства республики.

Панорама Казанского Кремля

Казанский Кремль - не единственная старинная городская крепость на берегах Волги, но лишь в Казани эта историческая цитадель представляет собой уникальный памятник ханского периода поволжской истории - единственную сохранившуюся татарскую крепость со следами первоначальной концепции городского строительства. При этом, однажды став духовным и административным ядром татарской столицы, Казанский Кремль никогда не терял своей градообразующей функции, на протяжении веков оказывая влияние на всю окружающую городскую застройку.

В комплексе Казанского Кремля легко различаются эпохальные культурно-цивилизационные влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства; его архитектура и ныне предстает слитным обобщением собственно татарского, итальянского и русского архитектурного мышления.

Исторически являясь самой северной точкой распространения мусульманства, Казанский Кремль как ядро и сердцевина Казани соединяет в себе духовное влияние двух великих религий, ислама и христианства, существуя в то же время как поистине редкостный результат единовременного взаимовлияния и взаимодействия эпохальных идей мусульманского Ренессанса и европейского Возрождения.

Неизменное географическое и историческое местоположение Кремля почти с фотографической точностью отражено в письменном свидетельстве русского князя Андрея Курбского, который, вспоминая про казанский поход 1552 года в своей "Истории о великом князе Московском", писал: "И вот подошли мы к городу Казани, который расположен на неприступном месте: восточное его течет река Казань, а западнее - речка Булак, сильно заболоченная и непроходимая. Течет она у самого города и впадает у угловой башни в реку Казань. А вытекает она из довольно большого озера по названию Кабан, это озеро с полверсты не доходит до города. А если перебраться через эту речку, неудобную для переправы, то между озером и городом со стороны Арского поля будет расположена гора, очень крутая и труднодоступная. И вокруг города от той реки и до озерка, по названию Поганое, что расположено у самой реки Казани, выкопан очень глубокий ров. А со стороны реки Казани гора так высока, что трудно охватить ее взглядом. На ней-то и находятся крепость и царский дворец, и высокие каменные мечети, где положены их умершие цари. Помнится мне, что числом их пять. ... А Казанский царь закрылся в крепости с тридцатью тысячами отборного войска, со всеми духовными и светскими боярами и со своим двором."

Свидетельство А. Курбского поражает не только точностью географического описания местоположения Казанского Кремля, но и тем, что дает представление о его тогдашних размерах и вместимости. Судя по этому свидетельству, Кремль уже к середине шестнадцатого века вмещал в себя свыше тридцати тысяч человек. Представляется очевидным, что такая крепость уже тогда имела длительную архитектурную историю, которая со взятием Казани не пресеклась, но лишь резко изменила свое направление.

Традиции татарского исламского зодчества, определявшие облик Казанского Кремля на протяжении столетий, были замещены традициями православного древне-русского зодчества, которое, в свою очередь, отражало в себе основополагающие черты европейской крепостной и храмовой архитектуры. После падения Казани стены и башни Казанского Кремля были перестроены; жилые, присутственные и культовые здания царского двора и соборная мечеть Кул Шариф исчезли, уступив место русским казенным домам и православным храмам, среди которых со второй половины шестнадцатого века архитектурно доминирует Благовещенский собор.

Однако никакие архитектурные традиции не существуют в мире сами по себе, и нельзя говорить, что Казанский Кремль в середине шестнадцатого века вовсе утратил свой прежний многовековой облик. Поразительное единство его сложившегося за века зодческого ансамбля еще раз напоминает о том, что и древнерусское зодчество в своем историческом развитии испытывало на себе духовное и идейное влияние и воздействие как западно-европейских, так и восточно-азийских градостроительных и зодческих традиций. Строитель Московского Кремля Аристотель Фиораванти узнавал в очертаниях древних владимирских храмов традиции итальянских и немецких мастеров, тогда как купола и орнаментальное многоцветье древнерусских церквей отражают явное восточное влияние. Не случайно английский путешественник Антоний Дженкинсон, увидев в 1558 году Казанский Кремль с волжского острова напротив устья реки Казанки, отметил: "Казань - прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу, с крепким замком, стоящим на высоком холме. Замок был обнесен земляным валом с деревянными укреплениями, но русский царь приказал теперь снести старые стены и выстроить новые из белого камня."

Оставаясь средоточием государственной и духовной жизни Казани и Среднего Поволжья, Казанский Кремль и после падения Казани еще долгое время играл роль военной крепости. В 1599 году секретарь направленного к царю Борису Годунову персидского посольства Орудж-бек, впоследствии принявший в Испании христианство и далее известный как Дон Хуан Персидский, в своих путевых записях запечатлел не только роль Казанского Кремля, но и изменившийся за полвека после падения Казани национально-религиозный состав ее населения: "Мы прибыли в очень большой город, принадлежащий русскому царю. Он называется Казань и имеет более пятидесяти тысяч жителей-христиан. В городе множество церквей и в них столько больших колоколов, что в канун праздника невозможно заснуть. ... Все дома этого города деревянные, но есть большая и сильная крепость с каменными стенами; в ней находится весьма значительное число ратников, которые ночью держат посты - все равно как в Испании, Италии и Фландрии."

Казанский Кремль в 1630 г. - со старинной гравюры
В 1636 году, направляясь в составе шлезвиг-голштинского посольства в Персию, немецкий путешественник Адам Олеарий, который оставил нам первый общий рисунок Кремля, вновь засвидетельствовал, что Казанский Кремль продолжал исполнять свою военно-государственную функцию: "Этот город, подобно всем расположенным на Волге городам, окружен деревянными стенами, с башнями, и дома в нем также деревянные, но кремль этого города хорошо защищен толстыми каменными стенами, орудиями и солдатами. Великий князь отрядил в кремль не только воеводу, но назначил в город еще особого наместника, которые должны были управлять жителями и вершить суд."

Голландский путешественник Ян Стрейс, побывавший в Казани в 1669 году, добавил к наблюдениям Адама Олеария свои собственные любопытные заметки, показывающие, что Казань и в конце семнадцатого века продолжала оставаться одним из главных центров международной торговли на Волге: "Кремль обнесен широкой каменной стеной, защищен пушками и солдатами. Вокруг Кремля протекает река Казанка, она делает его особенно неприступным, так как воду нельзя отвести. В городе довольно много съестных припасов, как и везде в этой стране. Каждый день приезжает на базар много крымских татар-купцов со множеством товаров. ... В городе Казани живут русские и татары, повинующиеся наместнику; Кремль охраняется исключительно русскими, ни один татарин не имеет туда доступа под страхом смертной казни. В Кремле живет особый воевода, который командует в военных делах, а наместник распоряжается и управляет гражданскими."

По мере продвижения границ русского государства на юг и восток Казанский Кремль постепенно утрачивал военную, одновременно укрепляя свою административную функцию, что отражалось в его внутреннем архитектурном облике. Этот облик все больше терял исконно татарские черты, приобретая взамен черты русского и западно-европейского влияния. Татарское население Казани и в начале восемнадцатого века не имело свободного доступа в Кремль. Шотландец Джон Белл, посетивший Казань в 1715 году, оставил нам следующее наблюдение: "Сей город ... крепок своим местоположением и защищается замком, построенным из кирпича. Соборная церковь, палаты архиепископские и губернаторские и губернская канцелярия стоят в крепости. Город окружается рвом и тыном. В предместьях живут ремесленники, исключая одну или две улицы, в коих живут татары мухамеданцы, родившиеся в той стороне: они живут весьма опрятно и независимо в свободном отправлении своей веры, и пользуются многими вольностями. Производят они торговлю с Турцией, с Персией и проч., и есть среди них некоторые весьма богаты."

Казанская крепость. Литография Э.Турнелли 1839 г.
Пугачевское восстание 1773-1775 годов вновь превратило Казанский Кремль в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней, но безуспешно. 14 июля 1774 года войска Емельяна Пугачева были вынуждены отступить от Казани и 8 сентября того же года сам Пугачев был выдан властям. Емельян Пугачев все же побывал в Казанском Кремле - в одном из его казематов он содержался по пути на казнь в Москву. Пугачевский штурм стал последним в военной истории Казанского Кремля. Кремль окончательно становится религиозным и административным центром Казани, и в 1800 году издатель и просветитель Максим Невзоров оставил потомству описание главных кремлевских зданий, одновременно засвидетельствовав место Кремля в исторической городской застройке татарской столицы: "(Казань)... теперь представляет прекраснейший и во всей России, после Москвы и Петербурга, лучший город.... Его можно разделить на две части: на крепость и на город вне крепости, собственно жилище граждан составляющий. ... В ней (крепости) находится соборная Благовещенская церковь, Спасо-Преображенский 2-го класса мужской монастырь, церковь Киприана и Иустины, архиерейский дом с духовною консисториею, присутственные места и соединенный с ними генерал-губернаторский дом со всеми службами, артиллерийский цейхгауз, гауптвахта, старый оберкомендантский дом, колодничьи казематы, деревянные старые провиантские и соляные магазины." Это описание, как и все предыдущие, отражает динамику архитектурного развития Казанского Кремля как исторического центра города Казани. После подавления Пугачевского восстания был утвержден первый регулярный план городской застройки Казани. Его автором был архитектор В. И. Кафтырев, который, начиная с 1774 года, начал воплощать свой план в жизнь.

Комплексный план предусматривал возведение в Кремле ансамбля Присутственных мест в рамках комплексной застройки окружающих Кремль площадей и улиц. Искусная планировка позволила сохранить нетронутыми все наиболее крупные и значительные постройки, которые стали составной частью новой градостроительной схемы. Центральной точкой этой схемы остался Казанский Кремль, от которого радиально отходили широкие улицы Проломная, Воскресенская (Кремлевская), Арская (К. Маркса) и другие. Второй направляющей линией застройки были канал Булак и озеро Кабан, параллельно которым прокладывались другие важнейшие магистральные улицы - Вознесенская (Островского), Московская (Кирова), Екатерининская (Тукаевская) и другие.

Современный городской ансамбль, окружающий Казанский Кремль, как и сам внутренний архитектурный комплекс Кремля, в главном и целом получили свое завершение к середине сороковых годов девятнадцатого века. С тех пор основные черты городской застройки, в центре которой стоит Казанский Кремль как важнейший композиционный узел Казани, сохраняются во всей своей исторической неизменности.

После 1917 г. начинается археологическое изучение Кремля Н. Бороздиным, Н.Калининым, с 1976 г. - А. X. Халиковым. С образованием Татарской Реставрационной мастерской в 60-х годах, началась работа по научной реставрации сооружений Кремля под руководством архитектора С. С. Айдарова, затем - С. А. Козловой.

С 1992 г. Казанский Кремль формируется как репрезентативный центр Республики Татарстан, где располагается резиденция первого Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева. В 1993-94 г.г. под руководством С.С.Айдарова и А.X.Халикова были разработаны "Основные направления реконструкции и развития комплекса Казанского Кремля". В 1994 г. создаЈтся Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль" (директор И.М.Вахитов), положивший начало планомерному научному изучению комплекса Кремля по всем направлениям.

С 1994 г. разрабатывается "Концепция реконструкции и развития комплекса Казанского Кремля" под общим научным руководством Н.X.Халитова и Р.С.Хакимова и методическим руководством Ф.М.Забировой. С 1994 г археологическое изучение Казанского Кремля ведут Ф.Ш.Хузин и А.Г.Мухаммадиев. Музей-заповедник "Казанский Кремль" совместно с Министерством культуры Республики Татарстан, учеными Института истории АНТ и Казанского государственного университета проводит ежегодные археологические раскопки. Собран огромный материал по древним периодам Казани. Особый интерес представляют находки, свидетельствующие о существовании булгарского города-крепости на Кремлевском холме на рубеже X-XI веков.

С 1996 г. формируется научный отдел Myзея-заповедника "Казанский Кремль" под руководством Н.X.Халитова. С 1996 г. создается служба главного архитектора под руководством Р.М.Забирова для архитектурного надзора за всеми реставрационными и строительными работами, проводимыми на территории Музея-заповедника "Казанский Кремль".

Башня Сююмбеки и купола Благовещенского собора
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан, Казанский Кремль является сегодня государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Ситуация, исторически сложившаяся в Казани, отличалась значительным своеобразием по сравнению с другими городами национальных окраинных губерний России и способствовала осуществлению полноценного синтеза традиционных особенностей татарского зодчества, уходящего корнями в яркую булгаро-казанскую архитектуру ориентального типа, со стилевыми чертами новейшей архитектуры, которые воздействовали на городской ансамбль через призму русской культуры.

Таким образом, Казанский Кремль остается образцом военно-оборонительного и крупного административного центра, сложившегося на основе двух главных традиций - татарско-восточной и русско-европейской с уникальными памятниками архитектуры и древним культурным слоем земли. Казанский Кремль охраняется законом, однако широко открыт для российских и зарубежных туристов, гостей города Казани и всей Республики Татарстан. Гордость Казани, Казанский Кремль уверенно смотрит в будущие века своего существования, свято храня память и традиции великого прошлого.

30 ноября 2000 года на сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Дирекция Музея заповедника "Казанский Кремль"
Адрес: 420014, Казань, Кремль, а/я 20
Тел.: (843) 5678 001
Факс: (843) 5678 001

Организация экскурсий по Казанскому Кремлю т. (843) 5678 073,

free counters