Ханский двор и комплекс Губернаторского дворца

Губернаторский дворец
 
Прямая, как стрела, улица ведет от проезда Спасской башни к самой старинной и высокой части Казанского Кремля. Здесь, на месте дворцового комплекса казанских ханов, расположен с середины девятнадцатого века Губернаторский дворец, который является ныне официальной резиденцией Президента Республики Татарстан.

В прежние времена Ханский двор производил грандиозное впечатление. Окруженный несколькими стенами на разных уровнях, комплекс состоял из монументального трехшатрового здания Ханского дворца, окруженного многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками. Здесь же стояла Ханская мечеть с ханскими усыпальницами, а также другие каменные мечети и мавзолеи, каменные бани и караван-сараи. Ханская мечеть, два древних белокаменных мавзолея, каменные стены цитадели, а также деревянные дома, башни и ремесленные мастерские сохранились на территории Ханского двора в виде археологических остатков.

Дворцовая церковь
 
Несмотря на разрушения, постигшие Кремль после падения Казани, отдельные здания Ханского двора просуществовали еще полтора столетия; некоторые фрагменты этого комплекса органически влились в новейший облик северной оконечности Кремля. Губернаторский дворец, который до 1917 года служил резиденцией казанского губернатора с помещениями императорских квартир, был построен в нынешнем виде в 1845-1848 годах по проекту известного архитектора, автора храма Христа Спасителя в Москве К. А. Тона.

В комплекс Губернаторского дворца входят также башня Сююмбеки и Дворцовая церковь, с которой главный корпус дворца связан через переход по второму этажу. В отделке интерьеров Губернаторского дворца, как и многих других казанских зданий этой эпохи, господствуют мотивы позднего русского классицизма.


Башня Сююмбеки

Исторической жемчужиной Казанского Кремля и архитектурной эмблемой города Казани является башня Сююмбеки, входящая ныне в комплекс Губернаторского дворца. Ее название связывают с именем последней царицы Казанского ханства - Сююмбике. Это семиярусная, построенная из красного кирпича башня высотой 58 метров; три нижних ее четверика поднимаются лестничными уступами и окружены по периметру открытыми террасами, причем первый ярус имеет арочный проезд, благодаря чему башня в прежние времена служила въездом во двор комендантского дома, заменившего "старый царев" или Ханский двор. Следующие за четвериками два восьмерика завершаются шатром с дозорной вышкой-фонарем, увенчанным шпилем. В верхнем четверике и первом восьмерике помещения перекрыты кирпичными сводами.

Интересно, что башня Сююмбеки является одной из падающих башен мира - в настоящее время ее наклон составляет 1.8 метра.

Башня Сююмбеки
 
О происхождении башни до сих пор ведутся споры, хотя и принято считать, что она сооружена во второй половине 17 - начале 18 веков, несмотря на то, что о строительстве такого чрезвычайно дорогостоящего здания неопределенного назначения не сохранилось никаких записей в русских и казанских хрониках.

Известно, что повеление царя Ивана Грозного о перестройке Казанского Кремля исполняли с 1552 года псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй. Именно их усилиями Кремль обрел те черты старорусской каменной архитектуры, которые в неприкосновенности сохраняются и поныне. Однако знаменательно, что одновременно с перестройкой стен и башен Казанского Кремля и возведением Благовещенского собора те же зодчие вели на Красной площади Москвы строительство собора "Покрова-на-рву", известного также как храм Василия Блаженного. Явное влияние традиций ориентального зодчества, воплотившееся в архитектуре этого всецело посвященного казанскому взятию храма навело некоторых историков, в частности М. Худякова, на мысль, не является ли архитектурная композиция собора Василия Блаженного репликой с какой-то исчезнувшей жемчужины казанско-татарской архитектуры? Не вдохновлена ли зодческая концепция московского храма в честь взятия Казани утраченными ныне архитектурными решениями главной соборной мечети Казанского Кремля ушедших ханских времен - восьмиглавой мечети Кул Шариф?

Отсутствие зодческой парадигмы и стилевых аналогов храма Покрова в древне-русской архитектуре придает этому вопросу вполне очевидную жизненность. Ведь влияние татарского зодчества на русское зодчество просматривалось и прежде в других древнерусских архитектурных памятниках -церкви Вознесения в Коломенском (1532 г.), церкви в подмосковном Дьякове (1547 г.), церкви в селе Острове того же времени. Поэтому вполне возможно, что в величавом великолепии собора Василия Блаженного и других древнерусских построек середины шестнадцатого века нам светит отраженным светом и утраченная величественность древней архитектуры Казанского Кремля.

Архитектурные тайны собора Василия Блаженного придают размышлениям о Казанском Кремле удивительное историческое очарование. Такое же очарование придает казанской цитадели и тайна другой средневековой постройки - башни Сююмбеки. В ее строгих очертаниях, всей зодческой концепции и стандартах строительного кирпича явно просматривается влияние итальянского Кватроченто, что позволяет высказать предположение о том, что архитекторами ее были итальянские мастера, строившие в пятнадцатом веке комплекс Московского Кремля.

Главным возражением против идеи сооружения башни в конце 15 века является исторический факт уничтожения всего татарского мусульманского наследия после взятия Казанского Кремля русскими войсками. Однако если, согласно одной из гипотез, башня была построена по итальянскому проекту в 1487-90 годах в честь заключения вечного мира между ханом Мухаммад Эмином и великим князем Иваном Третьим, благодаря чему Великое княжество Московское навсегда перестало быть данником Казанского ханства, ее сохранение в пределах Казанского Кремля виделось бы Ивану Грозному впечатляющим символом политической преемственности московского протектората надо всем Казанским краем. Ко всему прочему, размер кирпича, из которого сложена башня, не отвечает русским стандартам, введенным при царе Борисе Годунове на рубеже 16-17 веков, однако совпадает с размерами итальянского кирпича, впервые изготовленного на Руси строителем Московского Кремля Аристотелем Фиораванти. Гипотеза об участии итальянских мастеров в строительстве фортификаций Казанского Кремля существует давно. Почему бы не пойти чуть дальше и не предположить также ломбардского происхождения башни Сююмбеки, не имеющей никаких аналогов в старо-русской архитектуре, но столь ярко вписывающейся в архитектурное наследие татарского зодчества и итальянского Ренессанса?

Пока эти догадки относятся больше к области гипотез, чем к исторической науке, однако с течением времени появляется все больше аргументов в пользу их возможной правдивости.