Татары в Казахстане

В Казахстане - вторая по численности татарская диаспора в зарубежье. Здесь проживает около 250 тыс. татар (1,7%). Они представлены во всех 15 областях Казахстана и занимают в стране шестое место по численности.

Татарская диаспора в Казахстане, как и все диаспоры в Средней Азии, многослойна как по времени расселения, так и по исходным местам жительства. Здесь живут потомки казанских, уфимских и касимовских татар, мишар из бывших Нижегородской и Саратовской губерний. Имеется особая прослойка илийских татар, репатриированных в 50-х годах XX столетия из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР). Все они составляют единую диаспору.

Первые сведения о массовых миграциях татар в этот регион относятся к середине ХVIII века. Земля казахов привлекала татар благожелательным отношением коренного населения, близостью его языка, единой верой, сходством социальных и национальных чаяний.

Первоначальными точками расселения татар во второй половине ХVIII века был Уральск, с 1760 года царским правительством было разрешено заселение Иртышской линии, и татары устремляются в построенные на ней крепости Петропавловск и Семипалатинск. В конце следующего столетия в этих городах существовала развитая сеть татарских кварталов, мечетей, медресе и школ-мектебов. В 1862 году в Семипалатинске жили 6 тысяч человек, треть из них - татары. В 1915 году в Петропавловске было 65 тысяч жителей, 1/3 из которых также представляли татары. Потомки первых татарских переселенцев весь XIX век следовали дальше, вглубь казахской степи. Так возникли крупные диаспоры в Кокчетаве, Акмолинске, Павлодаре, Атбасаре. Во второй половине XIX века татары из Семипалатинска и Петропавловска стали селиться в Верном (ныне Алматы).

До революции много татар занимались мелким ремеслом, скорняжным делом, обслуживанием неотложных бытовых нужд населения. Основным занятием была все же торговля. Татарские купцы вели торговлю хлебом, мехами, кожей, коврами, тканями, галантерейными товарами, готовым платьем, кондитерскими товарами, восточными пряностями и специями, вытесняя из этих сфер торговцев из числа местных народов.

По мере вовлечения татар в социальную жизнь новых территорий в диаспорах выделялись лидеры, состоятельная часть мигрантов. По их инициативе в городах стали создаваться мусульманские общины, а затем и национальные центры, которые занимались удовлетворением религиозных и культурно-просветительских потребностей. Открывались не только медресе при мечетях, но и светские школы, создавались клубы, товарищества взаимопомощи и благотворительности, формировалась национальная общественная мысль, в наиболее передовых центрах которой - Уральске, Петропавловске, Семипалатинске - издавались газеты, книги, создавалась национальная интеллигенция.

Так, уроженец села Кайбицы Казанской губернии Мутыгулла Тухватуллин основал в Уральске медресе «Мутыгия», в котором 11 лет учился и работал татарский поэт Габдулла Тукай. Это учебное заведение, как и медресе "Мухаммадия" в Казани, "Галия" в Уфе, "Хусания" в Оренбурге, стало кузницей кадров татарских просветителей конца XIX - начала XX века. Уровень и качество знаний, даваемых в этих медресе, соответствовал вузовскому образованию своего времени. Татарский капитал широко проникал в Среднюю Азию. Татарские купцы Хусаиновы, Яушевы, Абдрашитов и другие открывали салотопни, мыловарни, скотобойни, склады и торговые дома в Костанае, Актюбе, Иргизе, Карабутаке. В историю татарского предпринимательства в Казахстане вошли имена Бирушева, Муратова, Акчуриных, Тюменевых, Шамсутдиновых, Давлеткильдеевых, братьев Табеевых, Валита Янгузарова (Петропавловск), Исхака Габдельвалиева, отца и сына Каиповых (Верный). Однако самую большую известность среди купечества дореволюционной России получила династия купцов и промышленников Мусиных из Семипалатинска.

Родоначальник династии, казанский татарин Муса Мусин начинал с выделки кож. Умирая в 1832 году в возрасте 92 лет, он оставил сыну Садыку приличное состояние. На эти деньги Садык открыл магазины в Семипалатинске, Аягузе, Зайсане, начал строить мукомольный завод, который пустили в эксплуатацию его сыновья. Дети Садыка Латиф, Фатых и Салим приумножили богатство семьи. Латиф Мусин, закупив более 50 пароходов и барж, наладил грузовое и пассажирское судоходство по всему Иртышу. Увлекся он и горным делом, развернув золотодобычу в рудниках Алтая и Восточного Казахстана. Вскоре в Семипалатинске, Змеиногорске, Усть-Каменогорске открылись принадлежащие ему ювелирные магазины. В его руках были сосредоточены и основные перевозки хлеба в Россию. Капитал постоянно увеличивался: в 1900 году Мусины имели в российских и казахских банках 2,5 миллиарда золотых долларов США.

Мусины отпускали огромные деньги на благотворительность. В 80-х годах XIX столетия в областном городе Семипалатинске насчитывалось свыше 5 тысяч бедняков. Раз в год Мусины выделяли каждой семье по два мешка муки, 40 килограммов сахара, чая и соли, 50 килограммов мяса. Один раз в году бедняки могли бесплатно проезжать со столованием на купеческих пароходах по всему судоходному пути - от китайской границы до Обской губы. Мусины выделяли средства на строительство мечетей, школ, спортивных сооружений, содержание учителей, направляли детей из бедняцких семей на учебу в Россию, Англию, США.

Мусины по праву входили в число 150 самых богатых семей Российской империи. После революции все их имущество было национализировано, но еще долго служили новой власти мукомольный завод и пароходы Мусиных.

После революции татары активно участвовали в государственном и культурном строительстве молодого казахского государства. Одним из создателей казахского алфавита является Мухамматбилал Хисамутдинов. Через татар в Казахстан проникло театральное искусство. В 20-х годах XX века самодеятельные театральные труппы были организованы в Петропавловске, Костанае, Атбасаре, Павлодаре, Уральске, а в Алмате работал татарский театр рабочий молодежи, в котором играли начинающие артисты будущего профессионального казахского театра. Североказахстанский татарский театр работал в 30-е годы в Петропавловске.

В послевоенное время притягательным мотивом для переселения татар стало бурное промышленное строительство во всех республиках Центральной Азии. В Казахстане татары устремились в шахты Караганды и Усть-Каменогорска, горно-рудные комбинаты Темиртау, Джезказгана, Шымкента, Джамбула (современный Тараз). Пиковым временем массового переселения татар из центральной части страны стали годы освоения казахской целины. В степи были созданы даже отдельные татарские совхозы.

Как в советское время, так и в современном Казахстане татары составляют элиту казахского государства. Гражданское и сельское строительство, дорожное хозяйство в республике возглавляли Фарид Галимов (ныне - сенатор), Махмут Муслимов и Шамиль Бикбулатов. Еще одним сенатором парламента Казахстана из татар является Рашид Ахметов. Выпечкой хлеба в южной столице долгое время руководил президент акционерного общества «Алматы-Нан» Равиль Хабибуллин. Предприятия торговли и общественного питания открыли в Алмате Фаридун, Наиль, Ильдар, Флюра Батыровы, Даниял Юничев и Турсун Габитов.

Одним из основоположников казахской профессиональной музыки является выдающийся татарский композитор Латыф Хамиди, создавший Государственный гимн Республики Казахстан. В оперном искусстве преуспевали Ришад и Муслим Абдуллины, Шамиль Шагалимов. Казахская земля является родиной крупнейших деятелей музыкального искусства Татарстана Назиба Жиганова и Джаляла Садрижиганова, здесь расцвел талант главного дирижера Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и оркестра Большого театра в Москве Фуата Мансурова. Всенародное признание в Казахстане получили писатели Ибрагим Салахов, Тауфик Айди, Гриф Хайруллин, Гаммар Исхаков, Асгадулла Хамидуллин, Мунир Ерзин. Ряд крупных средств массовой информации республики возглавляли видные журналисты Ялкин Вафин и Вали Хуснутдинов.

В историю казахской науки и техники вписаны имена бывшего вице-президента Академии наук Республики Казахстан, директора института ядерной физики Шавката Ибрагимова, директора института микробиологии и вирусологии Альфарида Илялетдинова, директора Казахского НИИ офтальмологии Галима Ульданова, биолога Рауфа Гареева, участвовавшего в подготовке полетов человека в космос. Их имена занесены в «Татарский энциклопедический словарь». В настоящее время в Казахстане 26 татарских и татаро-башкирских национально-культурных организаций. Татарскими обществами Казахстана проводится значительная работа по сохранению и развитию языка, культуры и традиций татарского народа.

Самое крупное национальное объединений татар Казахстана - Ассоциация татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел». Она объединяет 18 национально-культурных центров в 15 областях РК и является одним из соучредителей и полноправным членом Ассамблеи народов Казахстана, председателем которой является Президент РК Нурсултан Назарбаев. Ассоциация «Идел» организует научно-практические конференции по проблемам сохранения татарской культуры, проводит республиканские Сабантуи, ежегодный музыкальный фестиваль «Мелодии Иртыша», который проходит в Семипалатинске и Усть-Каменогорске. Председателем Ассоциации «Идел» является профессор-онколог, депутат Маджлиса казахстанского парламента Мурад Каримов. В Семипалатинске Татарским общественным центром руководит Габдулхак Ахунзянов - один из основателей фестиваля «Мелодии Иртыша». После ликвидации Семипалатинской области ему удалось перерегистрировать и сохранить единственную в Казахстане иноязычную школу искусств, где обучение ведется на татарском языке. Выпускники школы поступают в лучшие учебные музыкальные заведения Казахстана, Москвы, Казани. Национальные центры Петропавловска, Алматы, Павлодара, Усть-Каменогорска, Астаны открыли воскресные школы и классы изучения татарского языка. Интересный опыт использования административных ресурсов для создания татарских классов в рамках государственной программы РК «Воскресная школа «Возрождение» накоплен и в других городах.

В Уральске создан центр Габдуллы Тукая, который является научно-методическим центром изучения и пропаганды творчества поэта. Эту благородную работу много лет ведет подвижник Разак Абузяров. При поддержке Республики Татарстан в Уральске создается музей Г.Тукая.

Большое внимание сохранению музыкальных традиций и наследия татарского народа уделяется татарскими обществами Алматы. Здесь вышли книги по истории и быту казахстанских татар, издан сборник их песен. Художественная проза и стихи, документальные очерки о татарах также созданы Менгали Мусиным (Усть-Каменогорск), Грифом Хайруллиным, Равилем Гузаировым (Алматы), Раисой Бикмухаметовой (Петропавловск). В 90-х годах Ассоциация «Идел» издавала газету «Фикер-Умет», существовали татарские приложения в некоторых областных газетах. Сейчас сохранилось лишь одна газета «Яшьлек», издаваемая на собственные средства председателя татаро-башкирского национально-культурного центра «Тан» города Астаны Равиля Манашова. Место национальных периодических изданий все больше занимают передачи татарстанского спутникового телеканала «Новый век», корпункт которой открывается в столице Казахстана Астане.

С широким размахом татары Казахстана отмечают национальный праздник Сабантуй. В 2004 году он состоялся в 13 областных центрах - Талдыкоргане, Уральске, Шымкенте, Кокшетау, Костанае, Актобе, Атырау, Алмате, Павлодаре, Семипалатинске, Петропавловске, Караганде и Астане.

Импульсом для активизации общественной жизни татар явилось проведение Года Казахстана в Российской Федерации (2003 год) и Года России в Казахстане (2004 год). В эти годы в Казани состоялись персональные выставки выдающихся татарских художников Казахстана Бахтияра Табиева и Камиля Муллашева, которые стали яркими событиями культурной жизни Татарстана. Полотна наших земляков украшают лучшие выставочные залы Парижа, Москвы, Алматы и Казани. Завершили Год России в РК Дни Татарстана в этой республике. В рамках официальных мероприятий 28 октября 2004 года в Астане состоялась встреча Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева с представителями татарской диаспоры Казахстана. В ходе встречи лидерами национально-культурных обществ был озвучен ряд проблем национально-культурного развития. В их числе вопросы о включении праздника Сабантуй в число официальных общенациональных праздников Казахстана, открытии школ-лицеев интернатского типа с углубленным изучением татарского языка в городах Алмате, Шымкенте, Караганде, Петропавловке, сохранении и реставрации дома Тухватуллиных в Уральске, организации персональной выставки художника из Астаны Асгата Диникеева в Татарстане, поддержки инициативы татарских предпринимателей о создании Торгового дома "Татарстан" в Алматы. Некоторые из этих предложений в настоящее время уже успешно решены.

Во время памятной встречи президента М.Шаймиева ряд активистов были награждены высшими государственными наградами Татарстана. Среди них - руководитель татаро-башкирского центра «Дуслык» Северо-Казахстанской области Раиса Бикмухаметова. Эта энергичная женщина наладила нужный диалог с представителями республиканских госорганов и добилась исполнения многолетних чаяний земляков - изменения маршрута следования поезда Петропавловск-Москва через Казань.

Таких подвижников в Казахстане сотни. В числе них руководители и члены национальных центров Валиахмет Мавлютин (Шымкент), Габдулхай Ишмуратов (Усть-Каменогорск), Минир Галеев (Павлодар), Анвар Керейбаев (Караганда), Равиль Курбангалеев (Актюбинск), Светлана Тенишева (Уральск), Галия Гизатуллина (Кзыл-Орда), Хайрулла Ибрагимов (Талдыкорган), Рафаил Аблаков (Астана), Тауфик Каримов (Атырау), Амир Халиков (Тараз), Галимджан Тамендаров, Исмагиль Шарипов, Ильмират Вафин и Рабин Сафаргалеев (Алматы), татарские предприниматели из Алматы Турсун Габитов и Равиль Багаутдинов, Шайхулла Нутфуллин из Уральска и многие другие.

Все национальные организации Казахстана работают в тесном сотрудничестве с Полномочным представительством Татарстана в Республике Казахстан.

Следует отметить, что благодаря демократическому законодательству Казахстана, толерантным традициям казахского общества, в том числе равному функционированию двух государственных (казахский и русский) языков, а также - в немалой степени - личной дружбе президентов Татарстана и Казахстана, татары в этой стране чувствуют себя довольно комфортно, о чем свидетельствует небольшой поток миграции.