2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

При всей напряженности формирования бюджетов всех уровней в прошлом году были приняты необходимые меры по финансированию важнейших направлений деятельности АПК. Итогом проделанной работы стал рекордный в истории республики урожай зерновых и зернобобовых культур, возросло производство молока. Однако в целом продукция сельского хозяйства остается нерентабельной. По-прежнему высоки затраты на энергоресурсы, запасные части, комбикорма и услуги агросервиса.

Количество убыточных хозяйств возросло в прошлом году на 6% и составило 538 единиц. Долги сельских товаропроизводителей банкам, поставщикам и кредиторам достигли почти 5 трлн. рублей.

Дальнейшее развитие АПК в решающей мере будет зависеть от успешного освоения рыночных механизмов, взвешенной финансово-кредитной политики. В республике принят свой путь реформирования села - путь развития многоукладной экономики. Из имеющихся на сегодня 1141 хозяйства - 895 были преобразованы в различные организационно-правовые формы с коллективной долевой собственностью, что составляет 78% от общего их числа. Свыше 460 тыс. граждан стали собственниками земли.

В истекшем году образовано 87 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 160 сельхозкооперативов, несколько десятков обществ с ограниченной ответственностью и "Товариществ на вере". Эти новые формы хозяйствования в среднем имеют от 300 до 1000 и более гектаров земли. Иными словами, - в республике началось реальное движение земли, связанное с включением ее в хозяйственный оборот.

Главная задача этого года - углубление реформ на селе. Принятие Госсоветом Земельного Кодекса должно окончательно решить вопрос о земле. Отсутствие рынка земли серьезно тормозит инвестиции в АПК.

Минсельхозпроду (В.П.Васильев), главам местных администраций уже сейчас - до принятия Кодекса - необходимо начать институциональные преобразования, создавая условия для того, чтобы рынок земли заработал. Важно осуществить интеграцию отдельных технологических звеньев в АПК в цепи производства, переработки, торговле, банковских структур. Большую роль здесь может сыграть создание Земельного банка для кредитования сельхозпроизводителей под залог земли.

Особое место на селе занимают крестьянские подворья. Они способны обеспечивать прирост производства при минимальных вложениях государства. Крестьянские подворья являются стартовой площадкой для будущих фермерских хозяйств. Труд их становится все более эффективным. Считаю, что этот процесс требует организационного подкрепления и, прежде всего, в части решения вопросов заготовки продукции у частного сектора, его оплаты и оказания разнообразных платных услуг населению: кормами, племскотом, стройматериалами, техникой.

Значительная роль в этом принадлежит системе потребительской кооперации, о задачах реформирования, функциональной перестройке деятельности которой шел разговор на собрании пайщиков в марте текущего года.

В целях объединения интересов между товаропроизводителями, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, установлению более тесных связей между ними, в республике начался процесс создания интегрированных структур различных по форме своей организации - ассоциации, агрофирмы, кооперативы. В Бугульминском, Тукаевском, Нурлатском районах созданы агрофирмы по производству и переработке мяса.

Передовой опыт деятельности подобных производств был обстоятельно рассмотрен на совещании в Нурлатском районе с участием Президента РТ и глав администраций. Особый акцент его участниками был сделан на том, что новые формы хозяйствования позволяют решать проблемы неплатежей; влиять на проведение ценовой политики на уровне первичных товаропроизводителей; успешно внедрять передовые технологии за счет концентрации общих финансовых ресурсов.

Сегодня все должно быть направлено на повышение экономической эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Рынок заставляет более активно работать и по таким направлениям, которые до этого были не свойственны аграрному сектору. Это, в первую очередь, развитие информационно-консультационной службы, мониторинга ресурсно-технического рынка, углубление маркетинговых исследований, расширение сети оптовых продовольственных рынков и контрактных бирж, подготовка кадров высшей квалификации для села. Свое весомое слово в решении этих проблем должна сказать Академия наук Татарстана (М.Х.Хасанов).

Правительство считает, что большая часть государственной поддержки селу должна оказываться на возвратной основе при гарантированных закупках продукции госзаказа в заранее установленных объемах. Такая форма поддержки уменьшит у сельских товаропроизводителей иждивенческие настроения, будет стимулировать процессы снижения издержек производства и создания конкурентоспособной продукции.

Первым шагом в переводе села на возвратные формы господдержки является увеличение в объемах бюджетного финансирования на т.г. доли средств, выделяемых на лизинговой основе. Удельный вес средств выделяемых АПК по лизингу вырос в 1998 г. почти в 3 раза. На льготных условиях будут поставляться трактора, комбайны, другие виды сельскохозтехники, а также племенной скот и сортовые семена. В целом же на финансирование сельского хозяйства предусмотрено направить 1323 млн.рублей или 21% доходов госбюджета. Сельскохозяйственная отрасль будет оставаться одной из приоритетных в политике Правительства.


Доклад Премьер-министра Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Татарстан 10 марта 1998г.