Ислам в Татарстане

Распространение ислама в Поволжье в целом произошло мирным путем. Начало этого процесса одни ученые (Ш.Марджани) связывают с периодом правления халифа Мамуна (813-833), другие (Р. Фахрутдинов) предлагают возможность распространения: через хазар во времена Абд-аль-Малик бик Мардана (685-705). Не исключено, что часть булгар, пришедших на Среднюю Волгу в конце 9-нач. 10 веков была в значительной степени мусульманизирована.

Ислам в поволжский регион проникает через Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря торговым связям. Это означало, что мусульманские традиции в Среднем Поволжье формировались под определяющим влиянием среднеазиатских богословских школ, и в первую очередь ханифитского мазхаба. В 922 ислам был провозглашен государственной религией в Волжской Булгарии. В последующем он в татарских государствах продолжал выполнять эту функцию.

После завоевания их русским государством (16 в.) татары потеряли многие традиционные религиозные институты. Именно в этих условиях идея единства татар как мусульман приобрела особое значение, обеспечив еще большее значение интегративной функции ислама как этноконфессиональной идеологии. Религиозные и национальные преследования со стороны царского правительства и православных миссионеров стали причиной многочисленных выступлений мусульманских народов.

В 1773 был издан Указ Святейшего синода "О терпимости всех вероисповеданий...", в 1788 учреждено Оренбургское духовное собрание, что означало официальное признание права на существование мусульманской религии. Конец 18- 19 вв. и в общественных отношениях наметил поворот татарского общества на путь современного развития. Но в этих условиях новые взгляды, концепции и нормы могли быть осмыслены только сквозь призму ислама, поэтому наиболее приемлемой формой обновления общественного сознания у татар религиозно-реформаторские идеи и джадидизм.

До 1917 г. ислам был неотъемлемым атрибутом национального самосознания и определял образ его жизни. Политика Советского государства в области религии была определена декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (1918). Влияние религии на жизнь общества было существенно ограничено. К концу 1980-х годов в Татарстане функционировали 18 мусульманских общин (В начале 20 века в Казанской губернии действовали 1152 мечетей).

С 1990-х годов религиозные конфессии активизировали свою деятельность. В 1992 году было создано Духовное управление мусульман. В 1998 году состоялся объединительный съезд мусульман республики. На съезде было достигнуто организационное единство мусульман РТ и создан единый централизованный орган в лице Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан. С 1998 по 2011 гг. председателем ДУМ РТ был муфтий Гусман-хазрат Исхаков.

К концу 2009 года в республике насчитывалось 1087 мусульманских организаций. ДУМ РТ имеет разветвленную структуру, регулирующую деятельность мусульманских приходов (махалля) на местах. Во всех муниципальных районах функционируют мухтасибаты (45), региональные казыяты (богословско-судебные округа) (6), 11 профессиональных религиозных учебных заведений (в Казани: «Мухаммадия», «им.1000-летия принятия ислама», «Казанский исламский колледж»; в Набережных Челнах – «Ак мечеть»; в Альметьевске – «им.Р.Фахретдина»; в Нижнекамске – «Рисаля»; медресе в Буинске и Нурлате; медресе «Фанис» (п.Уруссу) в Ютазинском районе, Мамадышское медресе им. Габдуллы ибн Масгуда. На дневном отделении вышеперечисленных медресе обучается 723 студента, преподает 150 преподавателей. Почти при каждой мечети организованы воскресные курсы. По данным ДУМ РТ на воскресных курсах по республике в целом постоянно обучается свыше 35 тысяч человек.

Российский Исламский Институт (РИИ) – негосударственное высшее профессиональное мусульманское учебное заведение, был создан в 1998 году. В настоящее время общее количество студентов РИИ составляет – 600, преподавателей - 67 человек. Начиная с 2008 года выпускники РИИ получают дипломы государственного образца.

Значимым событием для мусульманской уммы Татарстана стало торжественное открытие 24 июня 2005 г. в столице республики крупнейшего мусульманского сооружения Европы - мечети "Кул Шариф". На торжества приехали свыше 5 тыс. гостей из регионов России и более чем из 40 зарубежных стран, а также представители ООН, Совета Европы, известные исламские богословы.

free counters